Обращение руководства ВКП к членским организациям

Президент Всеобщей конфедерации профсоюзов Михаил Шмаков и Генеральный секретарь Всеобщей конфедерации профсоюзов Владимир Щербаков обратились к руководителям объединений профсоюзов независимых государств, международных отраслевых объединений профсоюзов региона с письмом, в котором на основе анализа излагается ряд мер для восстановления экономики, обеспечения здоровья и благополучия людей в современной ситуации.

Эти соображения профсоюзы стран региона могли бы использовать при выработке собственных предложений по выходу из кризиса на национальном уровне.

Департамент международного сотрудничества

Текст письма

Уважаемые коллеги!

Сегодня обстановка в независимых государствах региона в связи с пандемией вируса COVID-19 разная, в ряде случаев можно говорить о слабом влиянии пандемии на жизнь, в ряде случаев ее нарастание по плавной кривой дает надежды на ее сворачивание в ближайшие месяцы, в отдельных странах этот вопрос является острым. Но после победы над вирусом в странах региона неизбежно встанет вопрос о выходе из создавшегося кризиса. Ниже на основе анализа намечен ряд мер для восстановления экономики, обеспечения здоровья и благополучия людей в современной ситуации, которые профсоюзы стран региона могли бы использовать при выработке своих предложений на национальном уровне. Учитывая что обстановка в государствах разная, и набор предложенных профсоюзами мер может быть разным.

Сложившаяся к середине 2020 года социально-экономическая обстановка в независимых государствах региона, как и во многих странах мира, свидетельствует о глубоком кризисе, который сопоставим по влиянию с Великой депрессией. Очень серьезное влияние на это оказала глобальная пандемия вируса COVID-19. Но следует учитывать также, что этот фактор действует в комплексе с двумя другими – падением цен на нефть и спадом мировой экономики. Этот кризис системный, и он еще раз обнажил несостоятельность той модели глобализации, которая была навязана миру. Как справедливо отмечено МОТ, кризис выявил громадный дефицит достойного труда, продолжающий существовать и в 2020 году, и показал в каком уязвимом положении оказываются миллионы работающих людей.

Сила кризиса связана с необходимостью перестройки всей системы экономических связей и отношений. Его фундаментальной особенностью является необходимость структурной перестройки мировой экономики, обусловленной сменой технологического и мирохозяйственного укладов.

При этом повсеместное введение карантинных мер и ограничений на передвижение граждан в связи с пандемией дает мощный импульс для развития информационных технологий и вычислительной техники посредством резкого наращивания спроса на услуги электронной торговли, дистанционного образования, оборудования для работы на дому и с удаленных рабочих мест. Ряд государств инвестирует гигантские средства в оборудование городов и общественных мест средствами видеорегистрации и слежения за гражданами, распознавания их личностей, контроля за их перемещением и состоянием здоровья. На этой основе формируются системы искусственного интеллекта, оперирующие большими данными. Однако пока структурной перестройки экономики в странах региона не происходит.

Важно отметить и двойственную природу нынешнего кризиса: удар по экономике нанесен со стороны предложения и со стороны спроса. В этой связи меры, предпринимаемые многими странами региона, выглядят внешне адекватно – нынешний кризис надо заливать деньгами, то есть оказывать помощь, причем прямую материальную помощь как бизнесу, так и трудящимся. А для трудящихся важно, чтобы эта помощь оказывалась по возможности с сохранением его рабочего места и реализацией его основных социально-трудовых прав.

Но как показала практика, многие выбранные формы оказания помощи бизнесу и трудящимся не всегда достигают своей цели. Так, форма беспроцентных кредитов и отсрочки уплаты налогов в целях помощи бизнесу в условиях практически ликвидации многих организаций (предприятий) никак не содействовала сохранению бизнеса. В сложившихся условиях массовым явлением стало увольнение людей, отправление их в неоплаченные отпуска или резкое сокращение заработной паты. На начало мая в большинстве стран региона примерно четыре из каждых пяти работников полностью или частично прекратили работу.

В условиях, когда жизнь приостановилась, люди лишись работы, а источники доходов оказались заморожены, мир труда был подорван. Все основные тяготы кризиса легли на плечи трудящихся, и прежде всего среднего класса, низкооплачиваемых, незащищенных работников. Безработица растет в большинстве стран региона, миллионы рискуют быть отброшенными в нищету, а существующее неравенство лишь растет и углубляется.

Объединения же работодателей во многих странах региона пытаются использовать сложившуюся ситуацию для либерализации трудового законодательства, снижении социальной нагрузки на бизнес.

Незамедлительная реакция профсоюзов в странах региона – это осуждение корпоративных хищников, стремящихся извлечь выгоду из кризиса, требование, чтобы все компании не на словах, а на деле уважали права работников, подтверждение приверженности борьбе с ультраправыми силами, чтобы не дать им нажиться на этом кризисе, продолжать подрывать демократию и права человека.

Меры поддержки предпринимателей нужно искать в плоскости не трудового, а налогового и бюджетного законодательства. И эти меры нужно искать в формате трёхсторонних консультаций — профсоюзов, бизнеса и власти.

Никто не должен остаться за бортом. Массированные инвестиции в общественное здравоохранение и в сферу по уходу должны обеспечить к ним доступ каждому; права всех работников должны выполняться в полном объеме, и это должно стать центром восстановления, реконструкции и обеспечения устойчивости экономики независимых государств.

Принимаемые безотлагательные меры должны быть ориентированы на человека и основаны на человеческой солидарности. Важно в полной мере использовать все возможности социального диалога между правительствами, организациями работников и работодателей, не раз уже подтверждавшего свою эффективность в поиске действенных, практичных и справедливых ответов на возникшие проблемы. В ходе этой работы профсоюзы могли бы предложить решение следующих задач:

  1. Восстановление макроэкономической стабильности с одновременным выводом экономики независимых государств на траекторию опережающего роста на основе нового технологического уклада.
    В этих целях нацелить налогово-бюджетную и денежно-кредитную политику на повышение инвестиционной активности и народного благосостояния. Провести наращивание денежного предложения как необходимого условия поддержания внутреннего спроса, подъема инвестиционной и инновационной активности. Увеличение денежного предложения требует кардинального повышения эффективности антимонопольной политики в целях подавления инфляции. Наряду с активизацией применения ее стандартных мер по пресечению ценовых сговоров необходимо проведение системной политики регулирования цен. Особо необходимо взять под контроль цены на продукты питания и лекарства.
    Предоставление безотлагательной помощи, направленной на поддержку предприятий, сохранение рабочих мест и поддержку доходов. В первую очередь важно поддержать предприятия с передовой технологией, предприятия конкурентоспособных отраслей, строительства, сельского хозяйства.
    В условиях спазма деловой активности, вызванной остановкой предприятий, обрушением финансового рынка и обесценением активов целесообразна национализация ряда системообразующих предприятий и узлов инфраструктуры, включая объекты социального и коммунального обеспечения. Не должна допускаться покупка стратегических активов иностранным капиталом за исключением случаев создания совместных предприятий или объединения активов на паритетных началах в целях повышения конкурентоспособности и технического уровня.
    Государственные капиталовложения в систему здравоохранения будут вдвойне эффективны, если станут решающим вкладом в преодоление пандемии и создание достойных рабочих мест. Пандемия особо высветила роль государства в организации и финансировании здравоохранения, с учетом этого важно обсудить вопрос ухода от страховой медицины (где она введена) и перехода на бюджетное финансирование этой отрасли. Пора прекратить строить бизнес в здравоохранении, у него другая цель.
    Защита систем воспроизводства «человеческого капитала» должна гарантироваться переводом соответствующих статей бюджета в режим защищенных вне зависимости от бюджетных доходов.
    Важно усовершенствовать налоговую систему. Среди мер можно было бы рассмотреть: а) введение налога на вывод капиталов в оффшоры, доходы от крупных банковских вкладов; б) устранение льготного налогообложения прибыли от финансовых операций, а также введение налога на валютные спекуляции (так называемый «налог Тобина») в размере 0,01% от суммы транзакции. Данная мера будет необременительной для финансовых транзакций в производительных целях, а деятельность финансовых спекулянтов сделает почти убыточной. Это защитит финансовый рынок от спекулятивных атак; в) введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан с освобождением от уплаты налога с доходов в размере минимальной оплаты труда и ниже и повышением ставки на сверхдоходы и др.
    При появлении первых признаков улучшения экономической ситуации не поддаваться искушению прибегать к мерам строгой экономии и налогово-бюджетной консолидации, поскольку это может стать препятствием для полного и устойчивого восстановления экономики.
    Кроме адекватной денежно-кредитной политики, антикризисная стратегия должна включать активную промышленную политику, стимулирующую «точки роста» в общей депрессивной среде.
  2. В рамках СНГ и ЕАЭС должна быть согласованность действий в поддержку хозяйственных связей в регионе и неключевых глобальных цепочек и поставок в целях поддержания бизнеса и источников доходов трудящихся.
  3. Все стимулирование экономики должно быть направлено на обеспечение полной продуктивной занятости, создание безопасных достойных рабочих мест. Использовать первоначальный период кризиса, когда возросла безработица, для переподготовки и повышения квалификации кадров. Обеспечить должную защиту безработных.
  4. Повсеместно должна быть установлена минимальная заработная плата (МРОТ) не ниже прожиточного минимума или минимального потребительского бюджета. В неё не должны включаться компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
  5. Сохранение трудовых прав и гарантий. Не допускать изменения трудового законодательства в сторону либерализации и дерегулирования рынка труда.
  6. С учетом складывающейся ситуации по пандемии в рамках ЕАЭС необходимо принятие решений по обеспечению гарантий гражданам государств, работающим на территории других стран Союза; в рамках СНГ необходимо совершенствование в целом миграционной политики.
  7. Необходимо также создание стратегических резервов основных сырьевых товаров, продовольствия и лекарств в целях поддержания производства и импорта критически значимых товаров в достаточных для стабилизации цен объемах. Особое внимание должно быть уделено продовольственной безопасности и обеспечению питьевой водой. В необходимых случаях организовать выдачу продовольственных наборов.
  8. Совершенствование системы здравоохранения. Обеспечение доступа всех граждан независимых государств региона к качественной медицинской помощи, включая высокотехнологичную, надлежащим эффективным лекарственным средствам. Предложить перейти на бюджетное финансирование здравоохранения и уйти от страховой медицины (где она введена), которая по существу является бизнесом, возведя в приоритет профилактику, лечение и медицинское обслуживание всех граждан независимых государств и выделение из бюджета на эти цели средств в размере не менее 5% ВВП.
  9. Распространение мер социальной и экономической поддержки на профсоюзы и их объединения как институты гражданского общества, которые столкнулись с сокращением финансирования, осуществляемого с членских взносов от зарплаты и использования имеющегося имущества.

Решение этих и ряда других задач будет иметь решающее значение для восстановления экономики, обеспечения здоровья и благополучия граждан независимых государств региона. Они непосредственно скажутся на том, как будет развиваться кризис, а значит, и на жизни миллионов людей. Правильные меры помогут смягчить его последствия и быстрее залечить нанесенные им раны. Восстановление разрушенного должно быть нацелено на то, чтобы будущий порядок был более надежным, справедливым и устойчивым, чем тот, при котором был допущен этот кризис. Успешное решение поставленных задач возможно, когда правительства работают над преодолением кризиса вместе с предпринимателями и профсоюзами. И это должно привести к такой экономике, где на первом месте будут стоять интересы людей.

Президент ВКП М.В.Шмаков

Генеральный секретарь ВКП В.П.Щербаков

Обсуждение закрыто.