Рекомендации по усилению роли профсоюзов в защите прав трудящихся

16 июля 2020 года состоялся круглый стол, организованный Академией труда и социальных отношений, на котором представители всех профсоюзных объединений России обсудили направления развития профсоюзного движения, а также правовые и экономические последствия для работников и государства от распространения нестандартных форм занятости.

Открыла заседание Нина Кузьмина, заместитель председателя ФНПР, ректор Академии труда и социальных отношений. Она отметила, что нестандартные формы занятости сегодня уже широко распространены и что их уже можно считать стандартными. Но это незащищенные формы занятости, и они угрожают общему благополучию . В связи с этим она определила два главных вопроса, стоящих перед профсоюзными организациями: какие изменения в законодательство нужно внести для того, чтобы были защищены права трудящихся всех форм занятости и какова должна быть позиция профсоюзного движения в отношении таких занятых? Н.Кузьмина отметила, что это первая в череде запланированных встреча всех профсоюзов России.

Давид Кришталь, заместитель Председателя ФНПР, назвал данную встречу первым шагом в решении больших проблем профсоюзного движения в России. Он упомянул о периодически возникающих законотворческих инициативах, направленных на подрыв профсоюзного движения в России. Однако сейчас мир меняется, и профсоюзы играют все большую роль, так как решение всех социально значимых вопросов невозможно без их участия. Заместитель Председателя ФНПР призвал профсоюзы России объединиться для достижения их главной цели – защиты прав трудящихся.

«Сегодня сфера труда во всем мире находится под серьезным ударом из-за глобальной пандемии коронавируса», — сказал в своем выступлении Михаил Пушкин, главный специалист по вопросам занятости Московского офиса МОТ.

Одна из самых уязвимых групп в этой ситуации – неформально занятые, которых во всем мире примерно 2 миллиарда человек, среди них, по данным МОТ, около 1,6 миллиарда очень сильно ощутили последствия пандемии. Для многих из самозанятых оказаться дома на карантине — значит лишиться заработка и остаться даже без поддержки от государства, ведь у этой группы работников нет никаких социальных гарантий. М.Пушкин заявил, что кризис показал — мир не останется таким, каким он было до пандемии. Законодательства многих государств должны поменяться, чтобы отразить изменившийся характер трудовых отношений. Он обратил внимание участников на успешность действий социальных партнеров по защите прав трудящихся в России.

Существует так называемая «серая» схема, при осуществлении которой работники теряют социальные гарантии. Недобросовестные работодатели просят сотрудников уволиться по собственному желанию, а потом нанимают их как самозанятых. Председатель профсоюза «Торговое единство» Сергей Филин предположил, что к концу года значительно увеличится число самозанятых по всей стране. Также в своем выступлении он выразил надежду, что процесс цифровизации деятельности профсоюзов не повлияет на их единство и солидарность.

«Если МРОТ становится реальным доходом для достаточно большого процента населения, то, это сигнал о том, что население — за чертой бедности. На МРОТ нельзя прожить, МРОТ нельзя использовать как инструмент расчета поддержки и доходов», — заявила координатор Московского офиса МКП-ВЕРС Анна Сальникова.

Поделившись данными МКП о распространении незащищенной (нестандартной) формы занятости, она отметила, что сегодня корпорации диктуют условия на рынке труда, а самозанятые – их скрытая рабочая сила. Для изменения этой ситуации Международная конфедерация профсоюзов продвигает «New social contract» — новый общественный договор, который направлен на защиту прав всех трудящихся.

Об идее создания Фонда развития профсоюзного движения, в который бы отчислялись «солидарные» взносы, рассказал заместитель Председателя ФНПР Александр Шершуков. По его мнению, в профсоюзной структуре ФНПР должен существовать сервис помощи организациям. Профсоюзы, работающие с неустойчивыми секторами занятости, обладают недостаточными финансовыми ресурсами, зачастую не в состоянии обеспечить должную поддержку своим новым организациям. Также А.Шершуков обратил внимание на необходимость обеспечения работникам неустойчивых форм занятости того же уровня защищенности, что и у занятых в традиционных формах труда.

Григорий Абуков, председатель Профсоюза адвокатов России, в своем выступлении заявил, что в законодательстве необходимо отразить приоритет профсоюзов и их объединений как основных субъектов по защите прав трудящихся. Органы исполнительной власти и местного самоуправления, по словам Г.Абукова, обязаны со своей стороны заключать коллективные договора или отраслевые соглашения на соответствующем уровне социального партнерства. Еще председатель Профсоюза адвокатов России предложил внести изменение в законодательство, чтобы исключить возможность участия в социальном партнерстве «желтых» профсоюзов, организуемых работодателями.

Также с докладами на заседании выступили Евгений Макаров — заместитель Председателя ФНПР, Ярослав Щербинин — председатель Межрегионального Профсоюза работников общественного транспорта «Таксист», Сергей Храмов — генеральный инспектор труда Союза профсоюзов России, Павел Кудюкин — член Совета Конфедерации труда России и сопредседатель Профсоюза «Университетская солидарность».

Подвел итоги заседания секретарь ФНПР, руководитель Департамента Аппарата ФНПР социально-трудовых отношений и социального партнерства Олег Соколов. Одним из главных способов защиты работников нестандартных форм занятости он назвал необходимость их регулирования на уровне трудового законодательства. О.Соколов предложил использовать два общегражданских, фундаментальных права: право на объединение и право на социальное партнерство. Он заявил о необходимости создания всеобщей трудовой гарантии, распространяющейся на всех занятых. Позиция ФНПР по данному предложению полностью совпадает с мнением МКП.

По итогам мероприятия было принято решение организовать общепрофсоюзную рабочую группу по развитию профсоюзного движения и решению проблем, возникших перед профсоюзами в современном мире. Первой задачей для участников рабочей группы стал сбор предложений в итоговое решение круглого стола в виде рекомендаций по теме: «Незащищённые формы занятости: виды, риски и меры по защите прав трудящихся».

РЕКОМЕНДАЦИИ: Незащищённые формы занятости:
виды, риски и меры по защите прав трудящихся

В последние десятилетия происходит трансформация рынка труда, в результате которой появляются новые, нестандартные формы занятости.

Происходит сдвиг:

  • от постоянной занятости к временной;
  • от полной занятости – к неполной, сезонной, временной;
  • от работы непосредственно на территории работодателя – к надомному или дистанционному труду;
  • от работы в штате организации – к работе вне штата (фриланс);
  • от работы на одного работодателя – к работе по совместительству на нескольких работодателей;
  • от работы, оформляемой трудовым договором, — к работе на условиях гражданско-правового договора, либо без трудового и гражданско- правового договора, но по назначению государственного органа (адвокаты и арбитражные управляющие).

Появляется все больше нестандартных форм трудовых отношений, для которых характерна, например, трехсторонняя связь:

  • между работодателем, работником и организацией («заёмный труд»),
  • вывод целых подразделений на «аутсорсинг»,
  • занятость через посредство «интернет-платформ» (например, таксисты),
  • «самозанятость», профессиональная деятельность, понятие и правовое регулирование которых до сих пор не определены.

Такие формы занятости, при которых работнику не гарантируется стабильная заработная плата и стабильная занятость у одного работодателя, на рабочем месте, оборудованном в соответствии с требованиями безопасности и гигиены труда на основании бессрочного трудового договора, а также ограничена возможность защищать свои права через объединение в профессиональные союзы являются незащищёнными.

Международная организация труда (МОТ) считает,  что создание рабочих мест, обеспечивающих граждан занятостью, позволяющей эффективно трудиться и получать достойный заработок – ключевая задача каждого государства.

По классификации МОТ к нестандартным (незащищенным) формам занятости относятся:

  1. Временная занятость (срочные трудовые договоры, гибкий график работы, надомный труд, дистанционный труд, работа на малых и средних предприятиях, временная работа, сезонная работа и др.).
  2. Неполное рабочее время.
  3. Многосторонние трудовые отношения («заемный труд», «аутсорсинг», «аутстаффинг»).
  4. Замаскированные трудовые отношения (неформальная занятость, занятость на условиях гражданско-правовых договоров, занятость посредством «интернет-платформ», самозанятость и индивидуальное предпринимательство, которые часто используют работодатели, переводя работников, работавших у них по трудовым договорам, на самозанятых или индивидуальных предпринимателей с целью сокращения расходов на НДФЛ и отчислений в государственные внебюджетные фонды, профессиональная деятельность).

Правовые и экономические последствия труда в незащищенных формах занятости

Незащищённые формы занятости наносят урон не только работникам в части снижения уровня гарантий по стабильной занятости, обеспечению достойной заработной платой и социальной защитой. Такие формы занятости представляют следующие угрозы для государства в целом:

  • рост официальной безработицы и различных форм скрытой безработицы;
  • снижение уровня заработной платы в стране из-за демпинга по заработной плате в организациях, использующих незащищённые формы занятости с целью сокращения издержек на персонал;
  • увеличение расходов государственного бюджета на выплату различных социальных пособий, в том числе пособий по безработице;
  • уменьшение совокупной покупательной способности населения;
  • сокращение поступлений в бюджетную систему Российской Федерации из-за пониженных налоговых ставок и тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • снижение темпов экономического роста;
  • перевод работников, работавших на условиях трудовых договоров на условия работы по гражданско-правовым договорам, в статус «самозанятых» или индивидуальных предпринимателей, что приводит к потере профсоюзного членства и возможности защиты таких трудящихся профсоюзами в рамках социального партнерства.

Таким образом, распространение незащищённых форм занятости является новым вызовом как для профсоюзов, так и для правительств всех стран мира. Государственным органам власти и профсоюзам всех без исключения стран необходимо объединить свои усилия с целью предотвращения или уменьшения рисков, которые подстерегают работников, работающих в условиях незащищённой занятости.

Меры, предлагаемые Международной организацией труда, которые должны быть направлены на решение проблем, связанных с дефицитом достойного труда в сфере незащищенных (нестандартных) форм занятости

1. Устранение пробелов в законодательстве в части:

  • содействия равенству в обращении трудящихся в сфере незащищенных форм занятости;
  • обеспечение минимальной продолжительности работы и других гарантий для работников на условиях неполного рабочего времени, при выполнении временной, сезонной работы и работников по вызову;
  • ограничение на использование незащищенных (нестандартных) форм занятости;
  • обеспечение для всех работников доступа к свободe объединения и прав на ведение коллективных переговоров.

2. Укрепление систем коллективных переговоров:

  • наращивание потенциала профсоюзов по организации работников с нестандартными формами занятости и обеспечение эффективного представления их интересов в ходе коллективных переговоров;
  • охват профсоюзами всех трудящихся;
  • использование коллективных переговоров для разработки мер регулирования незащищенных форм занятости.

Меры, предлагаемые по изменению нормативной правовой базы Российской Федерации

В части 4 статьи 23 Всеобщей декларации прав человека, принятой резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, установлено, что каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

 Статья 30 Конституции Российской Федерации наделяет каждого правом на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

В соответствии со статьей 3 «Основные термины» Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах):

  • работник — физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью,  лицо  обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;
  • член профсоюза — лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Кроме того, в статье 2 «Право на объединение в профсоюзы» Закона о профсоюзах определено, что профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Таким образом, работником может быть не только лица, работающие на основании трудового договора, но и не работающие, пенсионеры, студенты и лица, осуществляющие профессиональную деятельность. В то же время профсоюз представляет собой объединение граждан, связанных не только производственными, но и профессиональными интересами. Неспроста в Конвенциях и Рекомендациях Международной организации труда используется термин «трудящиеся» (workers), а не «работники» (employees).

В 2020 году в Конституции Российской Федерации появились новые положения, в частности о создании условий в Российской Федерации для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

При этом Правительство Российской Федерации должно обеспечивать реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (статья 75.1, пункт «е.4» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации).

На основании изложенного, предлагается принять следующие меры по усилению роли профсоюзов в защите прав трудящихся всех форм занятости через коллективные переговоры в рамках социального партнерства.

1) Расширить понятие «работник» в Федеральном законе
«О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» самозанятыми лицами, лицами, работающими на основе гражданско-правового договора, лицами, осуществляющими профессиональную деятельность.

2) Отразить в законодательстве приоритетное право профсоюзов
(их объединений) на проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, в том числе с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, поскольку в соответствии с конвенциями и рекомендациями Международной организации труда профсоюзы являются основными субъектами в защите коллективных прав и интересов трудящихся.

3) Предусмотреть  механизмы, гарантирующие обязательность выполнения всеми органами исполнительной власти и органами местного самоуправления обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 13 Закона о профсоюзах, с учётом того, что именно профсоюзы наделены исключительным правом выбора стороны для проведения коллективных переговоров и для заключения по их итогам коллективных договоров и соглашений.

4) Распространить конституционное право на социальное партнерство на всех трудящихся в Российской Федерации, связанных не только трудовыми отношениями, но и производственными и профессиональными интересами, независимо от форм занятости.

5) Распространить государственные гарантии на всех трудящихся, независимо от их статуса занятости или договорных отношений:

  • соблюдение основополагающих прав;
  • достойный прожиточный минимум и справедливая плата за работу;
  • ограничение максимальной продолжительности рабочего времени;
  • безопасность и гигиена труда;
  • конфиденциальность и защита персональных данных;
  • возможности для достижения более полной сбалансированности между трудом и личной жизнью.

Обсуждение закрыто.