О развитии социально-трудовых конфликтов в Российской Федерации в первом квартале 2020 года

В течение наблюдаемого периода на социально-трудовую обстановку, возникновение и развитие СТК в Российской Федерации оказывали влияние факторы, сформировавшиеся в первые месяцы текущего года. Однако во второй половине марта в социально-трудовой сфере начали происходить существенные изменения, вызванные пандемией коронавируса и набирающим силу мировым экономическим кризисом.

При введении в стране нерабочих дней и принятии ограничительных мер для борьбы с распространением коронавируса, системообразующие показатели в социально-трудовой сфере также начали изменяться, и в настоящий момент выглядят следующим образом:

  • численность рабочей силы, по данным Росстата, в течение первого квартала уменьшилась на 300 тыс. человек и составила 74,5 млн. человек (51% от общей численности населения страны, в их числе 71,1 млн. человек были заняты в экономике и 3,4 млн. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные)). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда данный показатель был равен 75 млн. человек, численность рабочей силы сократилась на 0,5 млн. человек (-0,6%). Высокий показатель численности рабочей силы в 2020 году в ЦФО 21272,3 тыс. человек, низкий — в ДФО 4210,5 тыс. человек; 
  • количество официально зарегистрированных безработных, по данным Минтруда РФ и служб занятости в течение первого квартала сохранялось на уровне около 700 тыс. человек, что на 1,1% меньше, чем в аналогичном периоде 2019 года (790 тыс. человек). Пособие по безработице получают около 590 тыс. человек. Уровень безработицы составил 4,6% и по сравнению с первым кварталом 2019 года снизился на 0,1%. В среднем, уровень безработицы среди сельских жителей превышает уровень безработицы среди городского населения в 1,6 – 1,7 раза. Высокий уровень безработицы, на протяжении последних лет, фиксируется в СКФО – около 11%, низкий – ЦФО (около 3%), СЗФО (около 4%). В условиях сложной эпидемиологической ситуации и борьбы с коронавирусом Президент РФ дал поручение и Правительство издало распоряжение об увеличении на период до 31 декабря 2020 года максимального размера пособия по безработице до уровня МРОТ (12 130 рублей);
  • среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в первом квартале продолжала расти, по предварительным данным Росстата, и составила 46674 рублей (+1,1% к окончанию 2019 года). Максимальная среднемесячная начисленная заработная плата зарегистрирована в отраслях: добыча сырой нефти и природного газа (125145 рублей), деятельность воздушного и космического транспорта (136994 рублей) и производство табачных изделий (119151 рубль), минимальная – в обрабатывающих отраслях: производство одежды (20185 рублей), производство кожи (25675 рублей) и текстильных изделий (27404 рублей). Медианное значение заработной платы составляет около 34 тыс. рублей. За чертой бедности находятся 18,6 млн. россиян (13,3% населения страны). По оценке Счетной палаты РФ, в 2020 году, по причинам мирового финансового кризиса и пандемии коронавируса, уровень бедности в стране возрастет;
  • суммарная просроченная задолженность по заработной плате, по данным Росстата, в марте составила 2,207 млрд. рублей и с начала года выросла на 931 млн. рублей (+4,4%). В аналогичном периоде прошлого года размер просроченной задолженности составлял 2,920 млрд. рублей (+32%);
  • количество предприятий, находившихся в различных стадиях банкротства, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, на которых, как правило, максимальное количество проблем и источников для возникновения СТК, к окончанию первого квартала составило 3146.  По сравнению с аналогичным периодом 2019 года, количество предприятий-банкротов снизилось на 7,3%. В условиях сложной эпидемиологической ситуации и значительных проблем, которые испытывает бизнес, Правительство РФ издало Постановление от 3 апреля 2020 г. № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников», которое предусматривает запрет на возбуждение дел о банкротстве в отношении предприятий, которые пострадали от распространения коронавирусной инфекции или включены в перечень стратегических предприятий сроком до конца 2020 года;
  • на конец марта 2020 года на территории РФ, по методике Росстата, забастовки зафиксированы не были (www.gks.ru —  стр.94).

Территориальные показатели СТК

В течение первого квартала 2020 года НМЦ «ТК» зарегистрировал сообщения и события, содержащие информацию о социально-значимых действиях сторон трудовых отношений, описывающих развитие 46 СТК (2016 год – 56 СТК, 2017 год – 53 СТК, 2018 год – 43 СТК, 2019 год – 49 СТК).

Отмечаем, что в ходе СТК зарегистрировано 90 событий, указывающих на публичные акции протеста работников по защите трудовых прав (2016 — 78, 2017 год – 71 событие, 2018 год – 43 события, 2019 — 86). Количество акций протеста, в ходе развития СТК, выросло на 4,6%.

Наибольшее количество СТК в наблюдаемом периоде протекало в Уральском – 12 (26%) и Приволжском — 12 (26%) федеральных округах. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года, количество наблюдаемых конфликтов снизилось на 6%. СТК были зарегистрированы во всех федеральных округах без исключения, как и в предыдущие годы.

Незначительное  снижение количества СТК, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года свидетельствует о сохраняющихся негативных тенденциях в формировании социально-трудовой обстановки. Рост количества событий (+4,6%) в рамках зарегистрированных СТК, связанных с акциями протеста работников и другие показатели, позволяют подтвердить вывод, что сформировавшийся за последние два года тренд к увеличению и сохранению общей напряженности в социально-трудовой сфере, продолжится и в этом году. Несмотря на эпидемиологическую ситуацию, сложившуюся в марте, введение нерабочих дней и режима самоизоляции населения, а также установленные ограничения на проведение публичных мероприятий, что значительно снизило протестную активность работников в конце первого квартала, все показатели и характеристики СТК за первый квартал сопоставимы с данными прошлого года.

В распределении СТК и особенностях формирования социально-трудовой обстановки в разрезе федеральных округов за последние пять лет наблюдались разнонаправленные тенденции. Устойчивых закономерностей в увеличении или снижении числа конфликтов, социальной напряженности, количестве акций протеста, вовлеченности работников, величине трудопотерь и др., в анализируемом периоде не отмечено. Вместе с тем, ЦФО (один самых конфликтных округов последних лет) в первом квартале 2020 года демонстрирует низкие показатели конфликтности, а ПФО (ранее был относительно благополучным), в текущем периоде вышел на первое место. В СКФО, в наблюдаемом периоде, зарегистрировано сразу четыре СТК (9% от общего количества всех зарегистрированных конфликтов) – федеральный округ, который за период 2016-2019 г.г. был наименее конфликтным. Самым напряженным месяцем, как по количеству развивающихся конфликтов, так и по акциям протеста в ходе противостояний, стал февраль (январь – 25 СТК, февраль – 27 СТК, март – 24 СТК). Следует отметить, что среднемесячное количество наблюдаемых СТК в этом году, сопоставимо с показателями прошлого года.

В первом квартале 2020 года СТК зафиксированы в 32 (38%) субъектах РФ (2016 год – 34 субъекта (40%), 2017 год – 35 субъектов (41%), 2018 год – 28 субъектов (33%), 2019 год – 36 субъектов (42%)). В 53 субъектах РФ в наблюдаемом периоде СТК не зафиксированы.

Наиболее конфликтными регионами РФ в первом квартале текущего года, где регистрировалось наибольшее количество СТК, стали Челябинская область (УФО) – 6 СТК, Свердловская область (УФО) – 4 СТК, Республика Башкортостан – 3 СТК. Свердловская область трижды за последние пять лет входила в число самых конфликтных субъектов. По итоговым показателям за весь календарный год, данный регион регулярно входит в тройку наиболее конфликтных субъектов РФ.

По данным НМЦ «ТК» за все время наблюдений с 2012 года не зафиксированы противостояния между работниками и работодателями по противоречиям в сфере трудовых отношений в шести субъектах РФ: Республика Калмыкия (ЮФО), Карачаево-Черкесская Республика (СКФО), Республика Тыва (СФО), Чеченская Республика (СКФО), Магаданская область (ДФО), Чукотский автономный округ (ДФО).

ВЫВОДЫ:

  1. в наблюдаемом периоде 2020 года, как и в прошлые годы, конфликты зарегистрированы во всех федеральных округах без исключения, при этом снижение территориальной диверсификации зафиксированных СТК составило — 4%. Количество зарегистрированных СТК меньше, чем в прошлом году на 6%;
  2. незначительное снижение количества СТК, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствует о сохраняющихся негативных тенденциях в формировании социально-трудовой обстановки, при том, что в наблюдаемых конфликтах зарегистрировано 90 событий, непосредственно указывающих на публичные акции протеста работников по защите трудовых прав (рост числа акций протеста в ходе СТК составил +4,6%);
  3. самыми конфликтными федеральными округами стали ПФО и УФО, субъектами – Челябинская и Свердловская области, Республика Башкортостан;
  4. на формирование социально-трудовой обстановки в стране начинают оказывать факторы, вызванные пандемией коронавируса, а также набирающий силу мировой экономический кризис.

Отраслевые показатели СТК

В наблюдаемом периоде СТК зафиксированы в 17 отраслях экономики (2016 год – 23 отрасли, 2017 год – 20 отраслей, 2018 год – 20 отраслей, 2019 год – 22 отрасли). В отраслевом разрезе производственной и непроизводственной сфер экономической деятельности наиболее конфликтными стали: Здравоохранение (11 СТК, 24%), Обрабатывающие производства (10 СТК, 22%), Транспорт (7 СТК, 15%) и ЖКХ (5 СТК, 11%).

В отраслях обрабатывающих производств самыми конфликтными стали Производство судов, летательных и космических аппаратов (2 СТК), Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (2 СТК), Производство пищевых продуктов (2 СТК).

В отраслевом перераспределении СТК в первом квартале 2020 года отмечены следующие изменения:

  • в самой конфликтной отрасли по итогам прошлого года и сохраняющей первое место в текущем – Здравоохранении, отмечена относительная стабилизация социально-трудовой обстановки по итогам урегулирования целого ряда СТК и отсутствием новых противостояний, что связано также с новой эпидемиологической ситуации, в которой медики временно отказались от проведения акций протеста по защите своих трудовых прав. СТК были зафиксированы в пяти федеральных округах (ПФО – 3 СТК, УФО – 3 СТК, СФО – 2 СТК, ЦФО – 2 СТК, СЗФО – 1 СТК);
  • увеличивается количество СТК и складывается неблагоприятная социально-трудовая обстановка в новой (с точки зрения конфликтности) подотрасли – Деятельность по трудоустройству и подбору персонала в сфере оказания транспортных услуг муниципальным станциям скорой медицинской помощи. По решению ряда региональных властей, в целях оптимизации здравоохранения, транспортные подразделения ССМП передаются аутсорсинговым компаниям, которые по результатам тендеров в рамках госзаказов не заключают с водителями трудовых договоров, а оформляют трудовые отношения гражданско-правового характера, со значительным ухудшением условий работы и оплаты труда, что вызывает недовольство работников и становится источником новых СТК (4 СТК, 9%) (См. приложение к бюллетеню);
  • рост количества СТК (отрасль — Деятельность сухопутного транспорта; третье место, 7 СТК, доля 15%) на муниципальных предприятиях пассажирских перевозок. В зарегистрированных СТК водители и кондукторы предприятий ПАТП протестовали против невыплаты заработной платы, ее низкого уровня и тяжелых условий труда. Источниками и движущими силами возникновения противостояний между работниками и работодателями определены: неудовлетворительное техническое состояние транспорта; отсутствие обоснованной и взвешенной тарифной политики в установлении цен за проезд; отсутствие со стороны муниципальных властей компенсаций перевозчикам средств за проезд льготных категорий населения; привлечение частных перевозчиков для уменьшения бюджетной нагрузки, что часто ведет к ухудшению качества транспортного обслуживания населения, но вызывает рост стоимости проезда.

Динамика структуры отраслевого распределения СТК в основных секторах экономики за последние пять лет показывает некоторое снижение доли СТК на предприятиях Обрабатывающих отраслей, усиление напряженности (по сравнению с прошлым годом), в отрасли ЖКХ и Добывающей промышленности. За последние три года снижается доля конфликтов в Строительстве.

ВЫВОДЫ:

  1. количество отраслей экономики, в которых были зафиксированы СТК, по сравнению с предыдущим годом, снизилось на 23%;
  2. доля СТК в сфере Здравоохранения в отраслевой структуре остается значимой, однако следует ожидать изменений в ближайшие месяцы в сторону уменьшения, как количества СТК, так напряженности трудовых отношений в этой отрасли в целом;
  3. по сравнению с прошлым годом, растет напряженность социально-трудовой обстановки на Транспорте (муниципальные предприятия ПАТП), в ЖКХ и Добывающих отраслях;
  4. в Обрабатывающих производствах наибольшая напряженность социально-трудовой обстановки отмечена на предприятиях ПФО и УФО;
  5. в Обрабатывающих производствах наиболее конфликтными стали подотрасли Производства пищевых продуктов (ПФО, СКФО), Производства судов, летательных и космических аппаратов (СЗФО, ЦФО), Производства автомобилей, прицепов и полуприцепов (ПФО, УФО);
  6. увеличивается количество СТК и складывается неблагоприятная социально-трудовая обстановка в новой (с точки зрения конфликтности), отрасли – Деятельности по трудоустройству и подбору персонала.

Содержательные характеристики СТК

Причины СТК

Основными причинами возникновения СТК в первом квартале 2020 года стали: полная невыплата заработной платы (34,8%), низкий уровень оплаты труда (26,1%), нарушения условий труда (23,9%), сокращение работников (21,7%).

За последние годы в динамике распределения СТК, по основанию причин возникновения, отмечены следующие изменения:

  • с 2018 года доля СТК, возникших по причинам невыплаты заработной платы работникам, снизилась в 1,9 раза, с одновременным увеличением доли СТК, причинами возникновения которых стали снижение уровня оплаты труда работников (низкий уровень оплаты труда, отсутствие индексации, снижение заработной платы) – рост в 1,8 раза;
  • за четыре последних года в 3,4 раза выросла доля СТК, возникших по причине нарушений условий труда.  В развитии данных конфликтов активную роль по защите трудовых прав работников играли профсоюзные организации разных уровней и различных профцентров (2016 год – 75% СТК по данной причине, 2017 год – 100%, 2018 год – 50%, 2019 год – 100%, 2020 год – 50%);
  • без изменений сохраняется доля СТК, начавшихся по причинам сокращения работников. Подобного рода конфликты чаще всего протекают на предприятиях-банкротах и ликвидируемых предприятиях, сопровождаются невыплатами средств работникам в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Отличительной особенностью первого квартала, стала растущая доля СТК, которые были связаны с нарушениями по соблюдению действующих или заключению новых коллективных договоров: работодатели затягивали переговоры по заключению новых коллективных договоров, отказывались от соблюдения и (или) присоединения к принятым отраслевым (тарифным) соглашениям, создавали «жёлтые профсоюзы» для заключения с ними выгодных для себя коллективных договоров.

Юрисдикционная форма и длительность СТК

Исходя из причин и движущих сил возникновения СТК, НМЦ «ТК» осуществляет их классификацию по юрисдикционной форме на конфликты праву и конфликты по интересам. Пик СТК по праву был отмечен в 2016 году, когда и было зафиксировано максимальное количество конфликтов из-за невыплаты заработной платы. В дальнейшем эффективность надзорных ведомств по контролю за соблюдением трудового законодательства значительно повысилась. В свою очередь, профсоюзы (прежде всего, входящие в ФНПР) вели активную работу с применением механизмов социального партнерства и добивались обеспечения законных прав и интересов работников в сфере оплаты труда. Эксперты НМЦ «ТК» в 2017 году прогнозировали, что количество СТК из-за нарушений трудового законодательства будет значительно снижаться, что и произошло, — в 2019 году было зафиксировано превышение количества СТК по интересам над конфликтами по праву. В наблюдаемом периоде отмеченная закономерность развивалась, работники и профсоюзы все чаще вступают в противостояние с работодателями с требованиями роста заработной платы и улучшения условий труда.

Юрисдикционные основания СТК напрямую влияют на длительность их протекания. Увеличение доли СТК по интересам за последние три года значительно снизило количество «коротких СТК» (от недели до двух), и привело к росту количества «СТК средней длительности», от одного месяца до трех.

В целом средняя продолжительность СТК за последние три года увеличилась с 14 до 28 дней, так как конфликты по праву урегулируются быстрее и эффективнее, чем конфликты по интересам.

Самым длительным из завершенных в 2020 году стал СТК в ОАО «Бесланский маисовый комбинат» (СКФО, Республика Северная Осетия-Алания) – 137 дней. Протестовавшие бывшие работники предприятия так и не получили заработную плату после его закрытия.

Формы собственности предприятий (организаций), на которых зарегистрированы СТК.

В первом квартале 2020 года 32 СТК (70%) развивались на предприятиях, в учреждениях (организациях), находящихся в частной собственности, 14 СТК (30%) – государственной (муниципальной) собственности. За последние два года распределение СТК, по основанию формы собственности объектов конфликтов, находится почти на неизменном уровне. Следует отметить, что и в более длительном периоде значительных изменений в данном показателе не наблюдалось.

В наблюдаемом периоде на государственных предприятиях ДФО и ЮФО трудовых конфликтов не зарегистрировано, а в СФО данный показатель был максимальным – 67%.

Следует отметить, что в наблюдаемом периоде только в трех отраслях СТК были зафиксированы как на предприятиях государственной, так и частной форм собственности: Здравоохранение (91% — 9%), Деятельность по трудоустройству и подбору персонала (75% — 25%), Транспорт (14% — 86%). Во других отраслях, указанных в разделе 3, СТК протекали исключительно на предприятиях, находящихся в частной собственности.

По данным ФНПР, за пять последних лет, количество предприятий и учреждений, на которых заключены и действуют коллективные договора снизилось на 10,9%.

Динамика распределения СТК, по основанию наличия на предприятии (организации) коллективного договора, показывает год от года разнонаправленные тенденции. Противостояния чаще всего возникают там, где интересы работников не защищены коллективным договором. Если правовыми документами не закреплены обязательства работников и работодателя по форме, системе и размеру оплаты труда; выплате пособий, компенсаций; механизмам регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве; контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора и другие вопросы, определенные сторонами, то возможностей для ущемления трудовых прав работников со стороны работодателей гораздо больше.

В современных условиях роль коллективного договора на уровне предприятия, как, впрочем, и соглашений на отраслевом, региональном и федеральном уровнях велика, так как они регулируют не только конкретные важнейшие вопросы трудовых отношений, решение которых составляет основу социального партнерства, но и являются важным инструментом обеспечения социального мира и фактором снижения вероятности возникновения новых СТК.

Вместе с тем, наличие коллективного договора на предприятии не гарантирует работникам, что не могут возникнуть ситуации, когда их права будут нарушаться.

2020 год показал, что работодатели все чаще прибегают к деструктивным действиям, чтобы уклониться от исполнения своих обязательств как стороны социального партнёрства: затягивают ведение коллективных переговоров, отказываются присоединяться к отраслевым (тарифным) соглашениям, создают «карманные профсоюзы» для заключения с ними выгодных администрации коллективных договоров, открыто запугивают профсоюзных лидеров и препятствуют их деятельности, под угрозой сокращений принуждают работников к выходу из профсоюзов и др.

Подтверждение данных фактов отмечено в следующих СТК последнего времени: ООО «Сейтяковский кирпичный завод» (Республика Башкортостан, ПФО), ООО «Уфанефтемаш» (Республика Башкортостан, ПФО), ПАО «МРСК Северо-Запада» (регионы СЗФО), АО «Тихвинский вагоностроительный завод» (Ленинградская обл., СЗФО), АО «Челябинский электрометаллургический комбинат» (Челябинская обл., УФО).

ВЫВОДЫ:

  1. основными причинами возникновения СТК в первом квартале 2020 года определены: полная невыплата заработной платы, общее снижение уровня оплаты труда, нарушения условий труда, сокращение работников;
  2. особенностью первого квартала стало увеличение числа СТК, связанных исполнением сторонами обязательств по социальному партнерству – переговоры, заключение и продление коллективных договоров, исполнение работодателями обязательств по заключённым отраслевым (тарифным) соглашениям;
  3. в трех отраслях СТК были зафиксированы, как на предприятиях государственной, так и частной форм собственности: Здравоохранение, Деятельность по трудоустройству и подбору персонала (аутсорсинг транспортных услуг на региональных ССМП, Транспорт (муниципальные пассажирские перевозки), остальные – в частном секторе.
  4. в 2019 году было зафиксировано превышение количества СТК по интересам над конфликтами по праву, и в наблюдаемом периоде отмеченная закономерность усилилась. Работники и профсоюзы все чаще вступают в противостояние с работодателями с требованиями роста заработной платы и улучшения условий труда;
  5. сохранение количества наблюдаемых конфликтов и средненедельных показателей числа СТК от месяца к месяцу, свидетельствует не о росте напряженности в социально-трудовых отношениях, а об увеличении длительности зарегистрированных ранее противостояний, большая часть из которых являются конфликтами по интересам и связаны с сокращениями (увольнениями) работников, удовлетворением требований по росту заработной платы и улучшении условий труда и др.;
  6. средняя продолжительность СТК за последние три года увеличилась с 14 до 28 дней, так как конфликты по праву урегулировались быстрее и эффективнее, чем конфликты по интересам.

Действия сторон социального партнерства

Действия работников и профсоюзов по защите трудовых прав

В развитии 33 СТК (72% от общего числа СТК) (2016 год – 46 СТК (85%), 2017 год – 39 СТК (71%), 2018 год – 29 СТК (67%), 2019 год – 37 СТК (76%)) работники и профсоюзы с целью защиты нарушенных трудовых прав и достижения выдвинутых к работодателям требований, применяли активные формы протеста и общественно-наблюдаемые действия (акции). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество публичных акций протеста, разных по форме, возросло на 3,4%, что свидетельствует о сохраняющейся высокой активности и готовности работников открыто защищать свои трудовые права, действуя радикальными средствами.

Наибольшее количество протестных действий, в ходе СТК, осуществили работники предприятий в УФО, ПФО и СЗФО. Самое большое количество забастовок в перовом квартале было зафиксировано в УФО. Отмечаем, что в публичных протестных действиях чаще и больше принимали участие неорганизованные работники (на предприятии нет профсоюзной организации).

Все зарегистрированные по различным формам протестные действия работников, в АССОИ НМЦ «ТК» классифицируются на публичные (общественно — активные) и непубличные формы защиты трудовых прав. Анализ распределения по годам свидетельствует о постепенном общем снижении количества проводимых публичных акций протеста, вместе с тем, заявления работников об угрозах начала протестов (несанкционированных акций протеста, угроз забастовок, перекрытий трасс и т.д.) заставляют работодателей реагировать на существующие проблемы и принимать меры для урегулирования СТК. Сформировавшаяся в течение последних лет тактика действий работников и профсоюзов в ходе СТК: использование общественных протестных действий или угроза их начала, широкое использование СМИ и интернета, социальных сетей, для освещения реализации намерений и организационно-мобилизационных мероприятий, как эффективному способу защиты трудовых прав и достижения поставленных целей, а также привлечение внимания общественных институтов и властей к проблемам работников, продолжилась и в 2020 году.

Отдельно следует отметить, что профсоюзы продолжают занимать конструктивную позицию как ответственная сторона социального партнерства, используют для урегулирование конфликтов и решения проблем переговоры, социальный диалог, прибегая к открытому противостоянию лишь в исключительных случаях, когда потенциал переговоров исчерпан. Например, в ходе СТК на Саратовском электроагрегатном производственном объединении – «СЭПО ЗЭМ» депутаты Саратовской областной Думы от фракции КПРФ призывали работников к немедленному началу забастовки против закрытия предприятия и сокращений. В свою очередь, профсоюзная организация завода выступила против проведения протестных акций, направила обращения в региональное правительство, председателю ГД о принятии мер поддержки предприятия, выбрав путь переговоров, и добилась урегулирования разногласий, избегнув радикализации конфликта.

Гарантируемое ст.37 Конституции РФ право работников на забастовку, как возможности разрешения коллективного трудового спора или урегулирования СТК остается, по-прежнему, одной из главных форм защиты трудовых прав. Неорганизованные работники и (или) трудовые коллективы, при активной поддержке профсоюзов, для достижения своих целей в наблюдаемом периоде 11 раз угрожали начать забастовку и 10 раз объявляли состояние забастовки:  

  • ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г.Сатка» (УФО, Челябинская область, низкий уровень оплаты труда, Требования работников удовлетворены частично);
  • ГБУЗ СО «Богдановичская центральная районная больница» (УФО, Свердловская область, низкий уровень оплаты труда, Требования работников оставлены без удовлетворения);
  • ОАО «Метрострой» (СЗФО, Санкт-Петербург, полная невыплата заработной платы, СТК продолжается);
  • УК «Заречная» (СФО, Кемеровская область-Кузбасс, полная невыплата заработной платы, Выплата долгов по заработной плате);
  • Маршрутные такси г. Махачкалы (СКФО, Республика Дагестан, снижение уровня оплаты труда, Требования работников оставлены без удовлетворения);
  • ООО «Вип-Строй Холдинг» (ДФО, Камчатский край (Камчатка), полная невыплата заработной платы, Частичная выплата долгов по заработной плате);
  • БУ ХМАО-Югры «Нижневартовская городская станция скорой медицинской помощи» (УФО, ХМАО, снижение уровня оплаты труда, Требования работников оставлены без удовлетворения);
  • ООО «ВАГ-Сервис-Транс» (УФО, Свердловская область, снижение уровня оплаты труда, Требования работников оставлены без удовлетворения);
  • МУП «Прохладненское ПАТП» (СКФО, Кабардино-Балкарская Республика, снижение уровня оплаты труда, Требования работников удовлетворены частично).

Самой резонансной забастовкой 2020 года стала забастовка вахтовиков-строителей музейно-театрального комплекса на острове Русский (г. Владивосток, ДФО, Приморский край) из-за долгов по заработной плате, значительного снижения уровня оплаты труда, невыплаты компенсаций за проезд и переработки, отсутствия трудовых договоров. В забастовке приняли участие более 1000 человек, что стало одной из самых массовых акций протеста работников, зарегистрированных в базе данных НМЦ «ТК».

Эксперты НМЦ «Трудовые конфликты», используя данные о более чем 1400 СТК, зарегистрированных в АССОИ центра за период с 2012 года и по н.в., проанализировали и установили следующие причинно-следственные связи между основными причинами социально-трудовых конфликтов и выбранными формами протестных действий, как неорганизованных работников, так и профсоюзов, которые позволили наиболее результативно добиваться своих целей.

Забастовка стала одним из эффективных способов в борьбе против невыплат заработной платы и снижения ее уровня, и нарушений условий труда.

Митинги позволили добиться результатов при сокращениях, закрытиях предприятий и оптимизационных мероприятиях в учреждениях бюджетной сферы.

Голодовка выступает как исключительно эффективная форма протеста, чтобы добиться погашения долгов по зарплате.

Все наиболее распространённые формы протеста регулярно применялись работниками именно как способ решить проблемы в сфере оплаты труда.

В 19 СТК (41%) для защиты трудовых прав и урегулирования противоречий в трудовых отношениях, работники коллективно обращались с просьбами и требованиями, посредством писем, жалоб, заявлений, к работодателям, представителям органов государственной власти различных ветвей, СМИ, не прибегая к публичным общественно-активным акциям протеста.

В 2020 году увеличилось количество обращений в ОГВ муниципального уровня и уровня субъектов РФ, в прокуратуру. Как было отмечено выше, работники всё чаще используют более радикальные средства борьбы за трудовые права, и меньше ожидают реальной помощи от властей. Наиболее результативно для работников разрешались СТК после обращений в Роструд и прокуратуру.

Практика успешного урегулирования СТК показала, что обращения работников на уровень федеральной (региональной) власти более эффективны и результативны, чем попытки урегулировать конфликтные ситуации на уровне диалога с работодателем.

В 20 СТК (43%) интересы и трудовые права работников активно защищали профсоюзные организации различных уровней и профцентров:

  • первичные профсоюзные организации предприятий (учреждений) принимали участие в 8 СТК (17%);
  • территориальные (региональные) и отраслевые объединения профсоюзов – 18 СТК (39%).

По сравнению с прошлым годом выросла доля СТК, в которых активное участие принимали профсоюзные организации, входящие в ФНПР (предприятия обрабатывающих производств, учреждения здравоохранения, муниципальный транспорт). В силу этого снизилась доля СТК, инициированных неорганизованными работниками предприятий.  Данные тенденции экспертами НМЦ «ТК» объясняются следующим образом: снижение количества СТК по праву, которые возникают в связи с грубым и очевидным неисполнением работодателями трудового законодательства, а именно: невыплата заработной платы, невыплата расчета увольняемым работникам при ликвидации предприятий и др., требуют активных действий надзорных органов и ОГВ. С ростом количества СТК по интересам в 2020 году (с требованиями повышения заработной платы, улучшения условий труда, заключение новых коллективных договоров) без активной позиции профсоюзов не обойтись.

Характеристика действий работодателей в ходе СТК

Социальное партнерство в сфере труда, как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направлено на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ). Важными принципами социального партнерства в трудовом законодательстве определены: соблюдение сторонами и их представителями нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обязательность выполнения коллективных договоров и соглашений. Однако работодатели, как сторона социального партнерства, не всегда придерживаются законодательных и договорных положений, что ведет к возникновению противоречий и, как следствие, к социально-трудовым конфликтам.

В наблюдаемом периоде в 31 (67%) СТК работодателями были нарушены законные трудовые права работников:

  • в 16 (35%) СТК задержка заработной платы работникам составляла более двух месяцев;
  • в 11 (24%) СТК нарушались условия труда;
  • в 3 (7%) СТК работодатели препятствовали деятельности профсоюзов;
  • в 3 СТК (7%) работодателями были нарушены порядок и правила при оформлении трудовых отношений: у работников отсутствовали трудовые договора, оформленные в соответствии со ст. 67 ТК РФ.

В 7 (15%) СТК работодатели не только не вступали в социальный диалог с работниками, но и защищая свои интересы, откровенно осуществляли деструктивные действия:

  • Давление, иное воздействие на профсоюзных лидеров (активистов): НТЦ «Атлас» (ЦФО, Москва);
  • Увольнение профсоюзных лидеров (активистов): ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи г. Сатка» (УФО, Челябинская область);
  • Создание работодателем альтернативного профсоюза для противодействия действующему: АО «Тихвинский вагоностроительный завод» (СЗФО, Ленинградская область);
  • Принуждение работников к увольнению по собственному желанию: АО «Автомобильный завод «Урал» (УФО, Челябинская область), ЗАО «Нурлатский сахар» (ПФО, Республика Татарстан (Татарстан));
  • Привлечение правоохранительных органов: ООО «Сейтяковский кирпичный завод» (ПФО, Республика Башкортостан);
  • Наём штрейкбрехеров: МБУ «Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф.Капиноса» (УФО, Свердловская область).

Исполнительная и судебная власть, надзорные органы активно защищали трудовые права работников в СТК, которые непосредственно были связаны с нарушениями работодателями действующего законодательства по оплате труда (СТК по праву). В рамках наблюдаемых конфликтов было проведено 12 проверок прокуратуры; внесено 4 представления прокуратуры об устранении нарушений ТК РФ; возбуждено 3 административных дел и 1 уголовное в отношении руководителей предприятий (учреждений).

Работодатели редко шли на диалог со своими работниками. Объединения работодателей субъектов РФ, как сторона социального партнерства, представляющая интересы работодателей (Ст. 33 ТК РФ) за шесть лет себя не проявили ни в одном СТК.

Социально-трудовые конфликты в моногородах.

НМЦ «Трудовые конфликты» продолжает мониторинг социально-трудовой обстановки в моногородах Российской Федерации, перечень которых утвержден Правительством РФ (Постановление от 29 июля 2014 г. N 709 (http://www.pravo.gov.ru))*.

В первом квартале 2020 года в данных муниципальных образованиях зарегистрировано 8 СТК (17% от общего числа СТК) на предприятиях 8 моногородов в 5 федеральных округах (3 СТК – в моногородах 1-й категории, 4 СТК — в моногородах 2-й категории, 1 СТК — в моногороде 3-й категории). Наиболее конфликтным субъектом стала Челябинская область (2 СТК). СТК протекали в пяти отраслях экономики: добывающая промышленность (3 СТК), Здравоохранение (2 СТК), Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов (1 СТК), строительство (1 СТК), транспорт (1 СТК).

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (8 СТК) (2016 год – 9 СТК, 2017 год – 8 СТК, 2018 год – 6 СТК) социально-трудовая обстановка в моногородах не изменилась.

Основными причинами возникновения СТК стали полная невыплата заработной платы (4 СТК), нарушение условий труда (4 СТК), сокращение работников (3 СТК), общее снижение уровня оплаты труда (3 СТК), невыплата надбавок, доплат и компенсаций (9 СТК), низкий уровень оплаты труда (9 СТК). 2 СТК протекали на предприятиях, находящихся на различных стадиях банкротства.

В наблюдаемом периоде 6 СТК завершились. Итоги:

  • выплата долгов по заработной плате – 1 СТК;
  • требования работников удовлетворены частично – 4 СТК;
  • выдвинутые требования работников оставлены без удовлетворения – 1 СТК: БУЗ УР «Глазовская межрайонная больница МЗ УР» (ПФО, Удмуртская Республика).

Роль и место ОГВ и надзорных ведомств в урегулировании СТК

Анализ НМЦ «ТК» показывает, что органы государственной власти всех уровней, в качестве стороны социального партнерства, играют заметную, а порой решающую роль в урегулировании СТК. С 2016 по 2020 г.г. представители департаментов, министерств и ведомств ОГВ различных уровней принимали участие в урегулировании не менее 60% всех зарегистрированных СТК.

В 2020 году увеличилась доля СТК, в урегулировании которых принимали участие ОГВ и НО всех уровней.

Отличительной особенностью 2020 года стало активное участие ОГВ федерального уровня, включая Президента РФ, в урегулировании резонансных СТК на предприятиях различных отраслей: АО «Хозяйственное управление ВДНХ» (ЦФО, Москва, невыплата заработной платы бывшим сотрудникам), УК «Заречная» (СФО, Кемеровская область-Кузбасс, невыплата заработной платы бывшим сотрудникам), МБУ «Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса» (УФО, Свердловская область, перевод водителей карет скорой помощи на аутсорсинг), ООО «СЭПО-ЗЭМ» (ПФО, Саратовская область, закрытие самого крупного в стране завода по выпуску холодильников), ЗАО «Нурлатский сахар» (ПФО, Республика Татарстан, ликвидация предприятия).

Наиболее эффективно в урегулировании СТК участвовали ОГВ муниципального (УФО, ЦФО) и регионального уровней (ПФО, УФО), низкая включенность ОГВ в разрешение конфликтных ситуаций — традиционно в СЗФО и ЮФО. Надзорные органы (СК, прокуратуры, Роструд) принимали активное участие в устранении нарушений трудового законодательства при возникновении СТК во всех ФО, кроме ЮФО.

В урегулировании двух СТК приняли участие надзорные органы федерального уровня:

  • Генеральная прокуратура РФ взяла на контроль развитие ситуации на станциях скорой медицинской помощи трех свердловских городов (Екатеринбурга, Первоуральска и Каменска-Уральского) (УФО), где транспортные услуги были переданы на аутсорсинг;
  • Следственный комитет РФ проверил деятельность АО «Хозяйственное управление ВДНХ» (ЦФО), бывшие работники которого провели серию пикетов из-за долгов по зарплате.

В 16 завершившихся СТК (53% от общего количества завершенных) противоречия между работниками и работодателями были разрешены именно при вмешательстве исполнительных ОГВ и надзорных органов. Итогами конфликтов стали полное или частичное удовлетворение требований работников.

К наиболее показательным конфликтам, демонстрирующим эффективность работы ОГВ, можно отнести:

  • губернатор Костромской области поручил всем профильным департаментам взять на контроль выплату долгов по зарплатам работникам АО «Костромская верфь», а надзорным ведомствам обеспечить защиту трудовых прав работников верфи с обязательным условием сохранения деятельности предприятия;
  • при вмешательстве министерства здравоохранения республики Карелия был урегулирован СТК в ГБУЗ «Больница скорой медицинской помощи» (г. Петрозаводск);
  • администрацией Вятскополянского района (Кировская область) дополнительно выделено 500 тыс. рублей для выплаты заработной платы работникам муниципального транспортного предприятия и погашения налоговых платежей.

Наиболее резонансные СТК, урегулированные после вмешательства ОГВ, протекали в сфере здравоохранения.

НМЦ «ТК» обращает внимание, что из 31 СТК, непосредственно связанных с нарушениями со стороны работодателей трудового законодательства, территориальные подразделения Роструда приняли участие в урегулировании лишь 5 СТК (16%): ООО «Сейтяковский кирпичный завод» (ПФО, Республика Башкортостан), ООО «Орск-Никель» (ПФО, Оренбургская область), УК «Заречная» (СФО, Кемеровская область-Кузбасс), АО «Автомобильный завод «Урал» (УФО, Челябинская область), ЗАО «Курорт Усть-Качка» (ПФО, Пермский край). Наиболее активно подразделения Роструда работали в ПФО.

ВЫВОДЫ:

  1. количество разных по форме публичных акций протеста возросло на 3,4%, что свидетельствует о сохраняющейся высокой активности и готовности работников открыто защищать свои трудовые права, действуя в том числе, радикальными средствами;
  2. наибольшее количество протестных действий, в ходе СТК, осуществили работники предприятий в УФО, ПФО и СЗФО. Применение работниками активных общественных форм протеста возросло на 9%, непубличных форм протестных действий – на 7%;
  3. в публичных протестных действиях чаще и больше принимали участие неорганизованные работники (на предприятии нет профсоюзной организации);
  4. количество СТК с участием профсоюзных организаций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 7%, вместе с тем, доля участия в СТК профсоюзных организаций ФНПР выросла в 1,5 раза;
  5. увеличилось количество обращений работников о защите трудовых прав в ОГВ муниципального и регионального уровней, а также в прокуратуру. Наиболее результативно для работников разрешались СТК после обращений в Роструд и прокуратуру.

Итоги СТК

В 30 из 46 СТК, зарегистрированных в первом квартале 2020 года, зафиксированы события, позволяющие квалифицировать происходящее как завершение (урегулирование) конфликта. 10% СТК завершились полным удовлетворением требований работников, 60% СТК — частичным удовлетворением требований, в 30% СТК работникам было отказано от удовлетворения выдвигаемых требований. По сравнению с 2019 годом, значительно выросла доля СТК (+11%), завершившихся отказом от удовлетворения требований работников, что является тревожным сигналом ввиду высокой и постоянно нарастающей вероятности возобновления противостояний, что чревато осложнением социально-трудовой обстановки в стране. Количество СТК, которые завершились не в пользу работников, за последние три года выросло в 2, 8 раза.

СТК, завершившиеся отказом от удовлетворения требований работников характеризовались следующими особенностями: 3 СТК развивались на региональных ССМП и были связаны с протестами водителей против передачи транспортных услуг в аутсорсинг, 3 СТК протекали на предприятиях обрабатывающей промышленности и были вызваны недовольством работников снижением уровня оплаты труда, которое мотивировалось работодателем ввиду ухудшения экономического положения предприятий, 1 СТК зарегистрирован на ликвидируемом предприятии АО «Яргорэлектротранс», в ходе которого работники пытались отстоять предприятие, 1 СТК по причине невыплаты долгов по заработной плате бывшим сотрудникам ОАО «Бесланский маисовый комбинат», 1 СТК на предприятии-банкроте ОАО «Южноуральский завод радиокерамики», где работникам не платили заработную плату. Наиболее результативно для работников завершались СТК, которые возникали из-за долгов по заработной плате. Оперативное вмешательство надзорных ведомств и предостережения работодателям позволяли в кратчайшие сроки устранять нарушения трудового законодательства.

Все СТК, завершившиеся отказом от удовлетворения требований работников или частичным удовлетворением их требований, создают остаточный потенциал, который является питательной средой для возобновления СТК или начала нового противостояния по другим причинам. Высокий остаточный потенциал продолжает сохраняться в Здравоохранении, на фоне пандемии коронавируса и  на муниципальном транспорте. В территориальном разрезе высокий остаточный потенциал конфликтности сохраняется в ПФО и УФО, которые в 2020 также стали лидерами и по количеству зарегистрированных СТК.

Прогноз развития социально-трудовых отношений

В российской экономике и социальной сфере в начале 2020 года продолжали сохраняться негативные тенденции, оказывающие непосредственное влияние на формирование социально-трудовой обстановки, возникновение и развитие социально-трудовых конфликтов. При этом, во второй половине марта в социально-трудовой сфере начали происходить заметные изменения, вызванные пандемией коронавируса и набирающим силу мировым экономическим кризисом. Системообразующие показатели в социально-трудовой сфере в ближайшей перспективе существенно изменятся, и последствия этих изменений еще предстоит оценить. В конце первого квартала контуры социально-трудовых отношений в РФ выглядят следующим образом:

  1. рынок труда в течение первого квартала сжался на 300 тыс. человек и составил 74,5 млн. человек (51% от общей численности населения страны). Это произошло невзирая на принятые более года назад меры по увеличению пенсионного возраста. Наибольшая численности рабочей силы в ЦФО – 21272,3 тыс. человек, наименьшая в ДФО – 4210,5 тыс. человек, т.е. диспропорции в территориальном размещении производительных сил не меняются; 
  2. количество официально зарегистрированных безработных, в течение первого квартала, сохранялось на уровне около 700 тыс. человек, что на 1,1% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Пособие по безработице получают около 590 тыс. человек. Высокий уровень безработицы сохраняется в СКФО – около 11%;
  3. среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в первом квартале продолжала расти и составила 46674 рублей (+1,1% к окончанию 2019 года). За чертой бедности продолжают находиться 18,6 млн. россиян (13,3% населения страны). По причинам мирового экономического кризиса и пандемии коронавируса, уровень бедности в стране в текущем году возрастёт;
  4. суммарная просроченная задолженность по заработной плате составляет 2,207 млрд. рублей и с начала года выросла на 931 млн. рублей (+4,4%);
  5. СТК зарегистрированы во всех федеральных округах без исключения, а их количество, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снизилось незначительно (-6%), что свидетельствует о сохраняющихся негативных тенденциях в формировании социально-трудовой обстановки;
  6. в наблюдаемых конфликтах число публичных акций протеста работников по защите трудовых прав выросло на 4,6%;
  7. в отраслевом перераспределении СТК, по сравнению с прошлым годом, растет напряженность и количество конфликтов на Транспорте (муниципальные предприятия ПАТП), в ЖКХ и в Добывающих отраслях;
  8. основными причинами СТК в первом квартале стали: полная невыплата заработной платы, общее снижение уровня оплаты труда, нарушения условий труда, сокращение работников;
  9. увеличивается количество СТК по интересам над конфликтами по праву: работники и профсоюзы все чаще вступают в противостояние с работодателями с требованиями роста заработной платы и улучшения условий труда;
  10. средняя продолжительность СТК за последние три года увеличилась с 14 до 28 дней, так как конфликты по праву урегулировались быстрее и эффективнее, чем преобладающие в настоящее время конфликты по интересам.
  11. количество разных по форме публичных акций протеста возросло на 3,4%, что свидетельствует о сохраняющейся высокой активности и готовности работников открыто защищать свои трудовые права, действуя в том числе, радикальными средствами;
  12. наибольшее количество протестных действий, в ходе СТК, осуществили работники предприятий в УФО, ПФО и СЗФО. Применение работниками активных общественных форм протеста возросло на 9%, непубличных форм протестных действий – на 7%.

Исходя из анализа социально-трудовых конфликтов, с большой степенью достоверности можно сделать среднесрочный прогноз формирования и развития социально-трудовой обстановки в РФ на первое полугодие 2020 года:

  1. количество новых регистрируемых СТК временно сократится, сократится и число завершившихся конфликтов;
  2. снижение покупательной способности заработной платы всё большего количества работников и рост цен простимулирует рост СТК по интересам, с требованиями увеличения уровня оплаты труда, одновременно будет накапливаться потенциал роста конфликтов по праву, особенно ввиду самоликвидации и увольнения работников с предприятий малого и среднего размера;
  3. новые конфликты будут связаны с ухудшающимся экономическим положением предприятий и, как следствием, массовым сокращением работников, неоплачиваемыми вынужденными отпусками;
  4. увеличится количество работников на неполной рабочей неделе и находящихся в вынужденных отпусках;
  5. увеличится количество сокращаемых работников в автоматизируемых отраслях (банковские, финансовые и др. услуги);
  6. безработица скачкообразно вырастет;
  7. напряженность социально-трудовой обстановки в учреждениях Здравоохранения заметно снизится, в сложившейся эпидемиологической ситуации медики временно откажутся от выдвижения требований и проведения акций протеста;
  8. итогом урегулированных СТК, которых станет меньше, будет лишь частичное разрешение противоречий;
  9. увеличение количества работников, уволенных или находящихся в вынужденных отпусках, особенно в третичном секторе экономики (сфера услуг, торговля, сфера самозанятых работников), усилит социальную напряженность и возможно приведет к противостояниям, формы и масштабы которых ранее не регистрировались НМЦ «ТК»;
  10. протестная активность работников в социально-трудовой сфере будет невысокой;
  11. будут возникать конфликты на ликвидируемых или оптимизируемых предприятиях, прежде всего в сфере пассажирских перевозок и ЖКХ.

Приведённый прогноз развития социально-трудовых отношений лишь частично учитывает влияние на экономические процессы эпидемиологической ситуации и разворачивающегося мирового кризиса, исключительно в рамках данных, полученных в результате мониторинга социально-трудовой обстановки на окончание марта 2020 г.

Справка: СТК на станциях скорой медицинской помощи регионов РФ из-за введения аутсорсинга на транспортные услуги (отрасль: деятельность по трудоустройству и подбору персонала).

В марте 2016 года Президент РФ дал поручение Минздраву проработать вопрос передачи функций скорой помощи частным компаниям. К тому времени в некоторых регионах уже существовали пилотные проекты взаимодействия станций скорой помощи (ССПМ) с коммерческими фирмами на уровне содержания автопарка. С 2012 года в трех субъектах РФ (Кировской области, Пермском крае и Республике Башкортостан) проводился эксперимент по передаче транспортных подразделение станций скорой помощи на аутсорсинг частным учреждениям. Эксперимент был одобрен Правительством РФ и в декабре 2012 года было утверждено распоряжение № 2599-р от 28.12.2012 «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения» и выпущен приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1706. Введение аутсорсинга на ССМП должно было не только упростить работу, но и уменьшить траты из бюджета. Министерство здравоохранения подтвердило, что врачи и фельдшеры должны остаться в ведении государства, а вот транспортный аутсорсинг целесообразно применять.

В 2016 году четырнадцать субъектов (Республики Татарстан, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Новосибирская, Белгородская, Нижегородская, Ленинградская, Вологодская, Липецкая, Калужская, Рязанская, Свердловская и Ростовская области, Ставропольский край и город Москва) включены в проект по внедрению аутсорсинга на ССМП.  За последние три года к эксперименту подключились ещё десять регионов (Иркутская, Калужская, Орловская, Кемеровская, Самарская, Свердловская, Курганская, Брянская области, Республика Мордовия и Санкт-Петербург). Таким образом, государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения было внедрено в 27 субъектах (32% от всех субъектов РФ). Много было написано хвалебных слов о внедрении аутсорсинга в медицину (www.urlid.ruwww.rbc.ru), самым успешным и известным примером стала деятельность компании «Новоскор», предоставляющей автомобили скорой помощи в аутсорсинг лечебно-профилактическим учреждениям в Перми, Екатеринбурге, Кирове и Московской области.

Однако, за последние годы НМЦ «ТК» неоднократно регистрировал СТК на ССМП различных регионов, когда водители, работающие по аутсорсингу, протестовали против нарушений трудовых прав на оплату труда и режима работы. В октябре 2015 года сотрудники подстанции скорой помощи г. Уфы (ПФО, Республика Башкортостан) обратились в Общественную палату Башкирии с жалобой на руководство учреждения: водителей попросили принести заявления об увольнении и заключить срочные трудовые договоры с пермской компанией «Феникс-менеджмент». Отказавшимся было предложено перейти работать на другие подстанции или попасть под сокращение. Министерство здравоохранения республики Башкортостан приняло решение об отмене введения аутсорсинга на транспортные услуги на Орджоникидзевской подстанции скорой медицинской помощи Уфы и требования работников были удовлетворены. В 2018 году водители ГБУЗ водители Республиканской станции скорой медицинской помощи и центра медицины катастроф Республики Башкортостан (ПФО) объявили предупредительную забастовку из-за долгов по заработной плате.  Водители были трудоустроены в аутсорсинговой компании ООО «Автомобильная транспортная компания».  Работодатель вынуждал работников заключать с транспортной компанией ежемесячные краткосрочные договоры как индивидуальные предприниматели. Несмотря на долги, республиканская станция скорой медицинской помощи и Центр медицины катастроф Республики Башкортостан заключил новый контракт с ООО «Автомобильная транспортная компания» на предоставление в аренду автомобилей скорой помощи с водителями; в Йошкар-Оле водители ГБУ РМЭ «Станция скорой медицинской помощи г. Йошкар-Олы» (ПФО, Республика Марий Эл) объявили краткосрочную забастовку из-за задержки выплаты заработной платы. Водители были оформлены в ООО «Эффективная система здравоохранения». Протестующие обратили внимание на нарушения условий труда, неудовлетворительное техническое состояние машин, невыплату денег за переработки и низкий уровень заработной платы. Прокуратура города в ходе проверки подтвердила факты задержки зарплаты и приняла меры по защите трудовых прав работников.

В начале 2020 года ситуация в отрасли в очередной раз обострилась:

  • правительством Самарской области (ПФО) было принято решение четверть машин ГБУЗ СО «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» перевести на аутсорсинг в течение года. Водители вышли на пикет против аутсорсинга транспортных услуг и потребовали прекратить коммерциализацию городской службы скорой помощи. Проведение акции протеста и принятые работниками резолюции, не повлияли на решение региональных властей по проведению мероприятий оптимизации в медицине;
  • водители «Нижневартовской городской станции скорой медицинской помощи» (УФО, ХМАО) заявили о готовности объявить забастовку по причине долгов по заработной плате. Водители были трудоустроены в пермской аутсорсинговой компании ООО «Феникс-Менеджмент». Городской администрацией было принято решение с января договор станции скорой помощи с «Феникс-Менеджмент» расторгнуть;
  • водители станции скорой медицинской помощи г. Перми (ПФО, Пермский край), оформленные в ООО «Феникс-Менеджмент», угрожали забастовкой, так как не получали заработную плату в течение нескольких месяцев. Правительство Пермского края приняло решение расторгнуть все контракты с ООО «Феникс-Менеджмент» как с недобросовестным партнером. Зарплаты водителям так и не были выплачены;
  • в очередной раз водители «Нижневартовской городской станции скорой медицинской помощи» (УФО, ХМАО) забастовку объявили. При переходе к новому работодателю ООО «АК-47» у водителей снизилась почасовая оплата труда. Руководство аутсорсинговой компании ООО «АК-47» приняло решение не продлевать трудовые отношения с водителями, принявшими участие в забастовке;
  • в Самаре (ПФО, Самарская область) водители ГБУЗ СО «Самарская городская станция скорой медицинской помощи» продолжили протестовать и вышли на одиночные пикеты против перевода транспортных услуг в здравоохранении на аутсорсинг. Автопарк станции скорой помощи, по решению городской администрации, передавался на аутсорсинг московской компании «РТ — Скорая помощь». В соглашении о намерениях, подписанном между Самарской областной организацией профсоюза работников здравоохранения РФ и аутсорсинговой компанией, «РТ-Скорая помощь» обязуется не снижать размер оплаты труда работников, обеспечивать рост реального содержания зарплат, а также не допускать ухудшения условий труда, режима рабочего времени и отдыха;
  • аутсорсинговая компания из Перми ООО «Феникс-Логистика» выиграла тендер на оказание услуг в трех свердловских городах (Екатеринбург, Первоуральск и Каменск-Уральский – УФО, Свердловская область). Менеджмент ООО «Феникс-Логистика» предложил водителям скорых два варианта сотрудничества: заключить гражданско-правовой договор или оформиться как самозанятым. Подобную схему ООО «Феникс-Логистика» опробовало в Прикамье, что вызвало волну критики как властей, так и работников, которые выходили на забастовки. Тем не менее, губернатор Свердловской области во время большой пресс-конференции положительно оценил результаты перевода машин скорой помощи Екатеринбурга на аутсорсинг и назвал эксперимент успешным.

Таким образом, из девяти зарегистрированных за последние полгода СТК по причине перевода подразделений медицинских учреждений на аутсорсинг, шесть протекали в ПФО. Принятые Правительствами субъектов ПФО решения приводили к созданию конфликтных ситуаций. Водители теряли официальное трудоустройство (в случае оформления ИП), отчисления в пенсионный фонд, возможность уйти на больничный или в отпуск, все надбавки, доплаты и компенсации, полагающиеся работникам учреждений здравоохранения. Эксперименты по внедрению аутсорсинга на «скорой помощи» в разных регионах России проводятся уже почти 10 лет. Анализ СТК показывает, что случаи, когда эти попытки обходились без скандалов, составляют единичные исключения. Частные компании, которые взялись оказывать услуги аутсорсинга, обычно нанимают людей на условиях кратковременных срочных договоров, которые требуется ежемесячно продлевать. Такая практика безусловно облегчает ведение бизнеса, поскольку можно нанимать людей с более низкой квалификацией за меньшую заработную плату. Водителей заставляют увольняться и оформляют как индивидуальных предпринимателей, работающих на себя. Это позволяет работодателю не утруждать себя обеспечением условий, которые он обязан предоставить наемному работнику по Трудовому кодексу. Оформление водителя в качестве индивидуального предпринимателя и работа по срочным договорам также повышают возможность задержек и невыплат заработной платы. В отличие от водителей муниципальных СМП, работники частных предприятий имеют право приостановить выполнение своих обязанностей до тех пор, пока задолженность не будет погашена. И это может поставить под угрозу само функционирование «скорой помощи» в отдельном населенном пункте, если его власти полностью откажутся от собственного автопарка.

Таким образом, представители органов исполнительной власти многих субъектов РФ и профсоюзы постоянно выступают с призывом остановить действия, в рамках реформирования сферы здравоохранения, направленные на коммерциализацию службы скорой помощи, которые угрожают надежности организации экстренной медицинской помощи населению и ухудшают положение работников путем фактического внедрения системы «заемного труда».

Основными угрозами, ведущими к ухудшению качества и доступности экстренной медицинской помощи и росту количества конфликтов определены:

  • в частных компаниях, которые оказывают услуги аутсорсинга, водители устроены на условиях кратковременных срочных договоров, действие которых прекращается с окончанием действия контракта на аутсорсинг, тем самым, перевод на аутсорсинг ведет к увольнению опытных водителей, воспринимающих свою работу на «скорой» не как временный заработок, а как профессиональное призвание;
  • перевод автопарка скорой помощи на аутсорсинг коммерческих компаний ставит под угрозу стабильность работы станции в зависимость от коммерческой конъюнктуры и интересов частника. Сначала будут списаны в утиль автомобили ССМП, а затем, когда закончится срок контракта, в условиях отсутствия альтернативы, частники получат возможность диктовать повышение цен на свои услуги. Не исключен сговор в интересах коммерческой структуры, а государство становится зависимым от частных компаний в важнейшем вопросе для жизни и здоровья людей;
  • согласно ст. 413 ТК РФ, работники станций скорой и неотложной помощи не имеют право на забастовку. Однако водители частной компании, предоставляющие ССМП транспортные услуги, не являются сотрудниками станции скорой помощи и могут остановить работу, соответственно, в связи с этим имеет место угроза жизни и здоровью обслуживаемого населения;
  • на работающих по аутсорсингу автомобилях отсутствует полный комплект необходимой медицинской аппаратуры. Согласно условиям договора, исполнитель обязан предоставить ССМП лишь транспортное средство с экипажем;
  • водители, трудящиеся по аутсорсингу, работают с превышением установленного рабочего времени, что в соответствии с требованиями техники безопасности не допускается на ССМП. В условиях высокой интенсивности работы это приводит к высокой физической усталости водителей на рабочем месте, повышает риск ДТП, создает угрозу здоровью жизни членов выездных бригад и пациентов. Администрация ССМП не может законным образом повлиять на эту ситуацию, поскольку в соответствии со ст. 715 ГК РФ заказчик не имеет права непосредственно вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя;
  • расчеты, доказывающие экономическую обоснованность расширения аутсорсинга на ССМП, отсутствуют. Общие рассуждения, что частник более эффективен и устраняется коррупционный момент, ставятся под сомнение. В любом случае амортизация транспорта закладывается в расценки на аутсорсинг, и ССМП таким образом будет оплачивать не только прибыль, но и обновление и ремонт автопарка коммерческой организации;
  • в соответствии с Порядком оказания экстренной и неотложной медицинской помощи, установленным Приказом Минздрава РФ №388н, «при оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья», а водитель является членом бригады и помогает медицинскому работнику. Водители, работающие по аутсорсингу, обязаны предоставлять только транспортные услуги;
  • профсоюзные организации должны уведомляться о сокращении работников. Однако согласно ст. 82 ТК РФ, «при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации… и возможном расторжении трудовых договоров с работниками… работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий», в случае с аутсорсингом, этим можно пренебречь.

Научно-мониторинговый центр «Трудовые конфликты» СПбГУП

Обсуждение закрыто.