Итоги года прошлого

Комитет Совета Федерации по соцполитике подвел итоги работы за 2018 год и рассказал о планах на год нынешний. Правда, из краткого выступления главы комитета Валерия Рязанского о многом приходилось только догадываться. Тем не менее было ясно: поднятие МРОТ до прожиточного минимума — это хорошо, а повышение пенсионного возраста — и вовсе прекрасно. Зато правительство может взять на себя обеспечение лекарствами больных редкими заболеваниями. А может и не взять.

Большим блоком на заседании оказались отчеты комитетов Совфеда о проделанной в прошлом году работе и планах на год наступивший. Одним из выступавших был глава комитета по социальной политике Валерий Рязанский. Его отчет был весьма краток, но не потому, что работы в 2018-м было проделано мало, а потому, что “все материалы находятся в электронных носителях, можете с ними познакомиться”. Правда, нам, в отличие от коллег Рязанского, “познакомиться” с материалами на момент написания текста не удалось: несмотря на обещание вывесить их на сайте СФ, этого сделано не было. И все-таки попытаемся понять что-то в работе и планах комитета по доступной информации.

— Мы постарались прошлый год проводить в рамках в основном расширенных заседаний комитета, поэтому у нас достаточно частыми участниками этих встреч были министры, — поделился опытом сенатор.

Говоря о 2018 годе, Рязанский начал с приятного:

“Я остановлюсь на таких крупных направлениях работы, которые, на наш взгляд, больше характеризуют усилия, связанные с политикой занятости, доходов. Это, безусловно, решение проблем равенства МРОТ и прожиточного минимума”.

Хотя проблема, если подумать, была как раз в неравенстве двух величин, а не наоборот. (Напомним, как того и требовали профсоюзы, минимальный размер оплаты труда в мае 2018-го был увеличен почти в два раза и сравнялся с прожиточным минимумом; сейчас эти показатели составляют по 11 280 рублей в месяц.) Но можно не без оснований предположить, что власти действительно столкнулись с проблемами — в финансировании соблюдения нового закона в регионах.

— Это не просто равенство двух цифр — это целый этап в экономической и социальной жизни страны. И самое главное, что это начало уже рассуждений на следующие периоды, и встреча с Топилиным на недавнем заседании комитета как раз подтвердила наше намерение двигаться дальше по этой модели увеличения содержательного, увеличения бюджета и семейного, и работающих людей, — туманно обрисовал планы сенатор.

Что касается упомянутого заседания комитета, то оно прошло накануне, 29 января. На нем министр труда Максим Топилин обозначил не только направления, куда Минтруд намерен двигаться дальше, но и пути, по которым двигаться не намерен категорически. Так, “министерство не рассматривает возможность назначения минимальной пенсии по старости тем гражданам пенсионного возраста, которые смогли набрать только часть от требуемого стажа или от нужного количества пенсионных баллов. В настоящее время требования и к стажу, и к количеству пенсионных баллов достаточно комфортные. И в данном случае важно просто постоянно вести разъяснительную работу”.

Напомним, для получения пенсии россиянин должен выполнить три условия: дожить до определенного возраста, наработать нужный стаж и накопить нужное количество так называемых пенсионных баллов. В 2019 году, несмотря на повышение пенсионного возраста до 65 и 60 лет мужчинам и женщинам соответственно, параметр изменится несильно: “реформа” растянется на десять лет. Необходимый сейчас трудовой стаж — 10 лет, а количество нужных баллов — 16,2.

В Госдуму уже вносились инициативы по снижению последнего параметра, но реплика министра труда говорит о том, что правительство их не пропустит (силами депутатов, конечно). Зато, говорит Топилин, Минтруд “рассмотрит возможность” введения других пенсионных льгот. Речь идет о расширении категорий сельских пенсионеров, которые получают доплату к пенсии. Тут, правда, есть одно “но”. Сейчас доплату к пенсии в размере 25% должны получать работники сельского хозяйства, которые протрудились и живут на селе 30 лет. Должны — но еще ни разу не получали. Потому что Госдума с подачи того же правительства несколько раз замораживала действие этого закона.

То есть речь, скорее всего, идет о расширении категорий пенсионеров, которые годами будут ждать обещанных льгот. Но вернемся к заседанию Совета Федерации.

— Вторая тема — это поддержка демографической ситуации, поддержка семей с детьми, — продолжал Рязанский. — Это и пособие по рождению ребенка (до полутора лет мы это выплачиваем). Вы знаете, что соответствующее дополнительное пособие выплачивается из материнского капитала, за счет поддержки из федерального бюджета рождения третьих детей. Мы сумели дать возможность регионам сэкономить 14 млрд рублей, которые, надеюсь, пойдут на другие программы поддержки.

К слову, Топилин ранее заявил, что к 2021 году будут ликвидированы очереди в ясли. Неизвестно, его ли это собственная формулировка (мы цитируем сообщение с сайта СФ), но перспектива ликвидации всегда настораживает: лишь бы не физически. Все-таки дети…

А Валерий Рязанский тем временем добрался до темы, которой от него каждый сознательный россиянин ждал бы в первую очередь:

— Мы поработали с вами серьезно над пенсионным законодательством, в рамках которого, я считаю, что основные наши усилия были направлены на дополнительные элементы соцподдержки и соцгарантии, — сказал сенатор.

Собственно, на этом самая обсуждаемая тема прошлого года и была исчерпана. Причем так, что о самом повышении пенсионного возраста не было сказано ни слова. Так что можно было подумать, что законодатели действительно сильно улучшили жизнь пенсионеров и ожидающих пенсии.

Но есть и предвестник новости действительно хорошей. По словам Рязанского, комитет намерен проработать вопрос о переводе финансирования лекарств от орфанных заболеваний с регионального на федеральный уровень. Проблема эта действительно масштабная, хотя количество орфанных больных сравнительно невелико. Лекарства весьма дороги, и регионы часто не исполняют своих обязательств. Так что тут нелишне пожелать сенаторам удачи. И скрестить пальчики.

— И в завершение хотел поблагодарить, уважаемые коллеги, вас за то, что вы практически на каждом заседании даете нам дополнительные импульсы для работы, — завершил выступление глава комитета по социальной политике.

И оставил корреспондента “Солидарности” в легком замешательстве. Ведь работа комитета состоит в решении социальных проблем, не так ли? И если коллеги “дают импульсы” для работы, не значит ли это, что они же эти проблемы и создают?.. Ну да ладно, скорее всего, это просто обычные трудности перевода — с государственного на русский.

Комментарии

Олег Соколов, секретарь ФНПР:

— Среди основных итогов прошедшего года — то что наконец заработал механизм индексации минимального размера оплаты труда и привязки его к прожиточному минимуму. Что, в каком-то смысле, является даже историческим достижением. Позитивным является то, что удалось обеспечить в законе о федеральном бюджете индексацию зарплат работников бюджетной сферы и всех социальных пособий (на уровне официальной инфляции). Но, конечно, все равно этот уровень остается недостаточным. Но сам механизм снова стал работать. Еще в начале прошлого года было подписано Генеральное соглашение — об этом тоже надо сказать. Там описывается стратегия развития взаимодействия правительства, работодателей и профсоюзов в экономической сфере на ближайшие три года.

Были увеличены пособия по безработице. Но, к сожалению, это разовое решение, о котором пока неясно, [повторится ли оно по тому же принципу] дальше. При этом произошло то, что совершенно не приемлют профсоюзы: были сокращены сроки выплаты пособий и количество категорий граждан, которые могут на них претендовать. В лучшем случае это топтание на месте, но не решение проблемы.

Игорь Шанин, секретарь ФНПР:

— Вы знаете, во времена Брежнева говорили: если они думают, что они нам платят, пусть думают, что мы работаем. То есть если [Валерий Рязанский] думает, что они сделали все для того, чтобы нам жилось хорошо, то я хочу понять, что [именно] они сделали. Я считаю, что люди ждут, что будет улучшено их жизненное обеспечение, покупательная способность пенсий. Пока эти проблемы не решены.

По материалам газеты «Солидарность»

Обсуждение закрыто.