В труде — как в бою

На соликамской земле в тяжёлые годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. яростно ковалась Победа в глубоком уральском тылу.

1 часть. Эвакуация

«Выстоявшим и победившим, презревшим голод, холод, живым и погибшим первостроителям и рабочим завода № 577» посвящается наша встреча, которая уносит нас в те далёкие «сороковые, роковые»…

22 июня 1941 года – началась Великая Отечественная война. Тяжёлыми и трагичными были первые месяцы войны. Немецкая армия стремительно наступала и продвигалась вглубь страны на 1000 километров. Большая часть западного военно-промышленного пояса СССР была захвачена неприятелем, а основная часть оказалась в зоне действия вражеской фронтовой авиации. Огромная задача стояла перед страной по перемещению военно-промышленной базы страны из западных и центральных районов Советского Союза в восточные. Важно отметить, что на востоке страны к лету 1941 года выпускалось всего 18,5% военной продукции.

Над страной нависла смертельная опасность. Под руководством Государственного Комитета Обороны началась массовая эвакуация промышленных предприятий. Переход экономики СССР на военные рельсы проводился в необычайно сложных условиях. Передвигались миллионы людей, перемещались сотни предприятий, десятки тысяч станков, прокатные станы, прессы и другое оборудование. Вдумайтесь, только на Урал было эвакуировано 455 предприятий, из которых уже к концу 1942 года было восстановлено свыше 400.

Решение о строительстве в Молотовской области (так тогда назывался Пермский край) нового оборонного завода было принято Советом народных комиссаров СССР ещё накануне войны – 6 июня 1941 года. Тогда же будущему заводу присвоен и номер – 577. Директором строящегося завода был назначен. Вано Васильевич Мейпариани. Вместе с ним прибыла небольшая группа специалистов – главный инженер, главный технолог, начальник отдела оборудования.

Первый руководитель завода №577 Вано Васильевич Мейпариани

Строительство секретного порохового завода началось в октябре 1941 года в лесном массиве Боровой. Выбор места, несмотря на заболоченные участки, высокий уровень грунтовых вод, был неслучайным и связан с наличием узкоколейкого пути ЖД ветки Соликамского ЦБК. Этот путь был очень важен: по нему должна была отправляться на фронт продукция оборонного предприятия.

Завод «Урал» относится к числу предприятий, перебазированных из районов, которым угрожала оккупация. По постановлению Государственного комитета обороны 29 октября 1941 года из с. Петровеньки Луганской обл. в г. Соликамск Молотовской обл. был эвакуирован завод № 59 Наркомата боеприпасов.

12 октября 1941 года – дата начала эвакуации завода №59 и продолжалась 17 суток.

Шёл демонтаж и отправка оборудования. Оборудование грузили в вагоны и на железнодорожные платформы только ночью, и только в ночное время сформированные эшелоны отправляли на восток, в район эвакуации.

Параллельно с погрузкой оборудования и материалов готовились крытые товарные вагоны для отправки людей. Вагоны оснащались 2-х ярусными нарами и печами-буржуйками.

В период эвакуации над заводом летали немецкие разведчики. Их тогда из-за спаренной конструкции фюзеляжа называли «рамами». Бомбить фашисты эшелоны не решались, надеясь все же захватить оборудование завода. Особенно страшный налёт был на станции Тихорецкая. По воспоминаниям военного представителя Военно-Морского Флота СССР на заводе № 59 Авраама Израиловича Прагера:

«Немцам было известно, что представляет собой завод, так как в своё время здесь установили большое количество уникального оборудования, изготовленного немецкой фирмой Круппа, которое монтировалось с участием специалистов этой фирмы.

Штаб эвакуации завода предложил мне выехать на станцию Дебальцево… для получения вагонов… Вагонов не хватало, многие из них были уже со следами бомбёжек и пожаров – обгорелые, без бортов и стен, с продырявленными крышами. … приходилось круглыми сутками добывать вагоны, заставлять разгружать вагоны с грузами, не имеющими особой ценности, а затем отправлять их на станцию Петровеньки…».

Грузились в большой спешке: линия фронта стремительно приближалась. Всего на восток отправились 4 эшелона с людьми и оборудованием. Продвижение на Урал шло крайне медленно: от Ворошиловграда на юг – в Ростов-на-Дону, потом в сторону Воронежа (до Россоши) – и опять в обратном направлении. Часто эшелон перемещался по нечётному пути (примечание составителя — на запад и юг поезда идут по нечетному пути, а на север и восток по четному) – обратному нужному направлению… 30 декабря 1941 года в сорокоградусные морозы после двух месяцев мытарств в  Соликамск стали поступать составы с людьми. Эшелоны пришли в Соликамск без потерь.

Из воспоминаний первостроителей:

«До Урала добирались 70 дней. Приехали человек 300. Зима. Морозы стояли трескучие — до 56 градусов.»

С прибытием эвакуированных специалистов-пороховщиков возросли и темпы строительства, но возросли и трудности. Не было зимней одежды, жилья.

Первый руководитель завода Вано Васильевич МЕЙПАРИАНИ сумел в условиях военного времени не только построить завод, но и наладить выпуск продукции, необходимой фронту. Вместе с ним прибыли рабочие и инженеры, которые занимались подготовкой оборудования к монтажу. Вано Васильевич обладал исключительно высокой работоспособностью, заряжал своей энергией людей, работающих рядом с ним. О нем отзывались как о мощном руководителе, грамотном специалисте, требовательном и строгом, с кавказским темпераментом, и то же время  внимательном и отзывчивом человеке. Огромное напряжение сил требовалось для того, чтобы принять большое количество эвакуированных людей, разместить в маленьком городке, обеспечить питанием, организовать быт.

Быстро строились бараки, в них переселяли эвакуированных. По своей конструкции бараки назывались каркасно-засыпными, но из-за холода их прозвали «каркасно-продувными». Матрасы набивали соломой, стружкой. Кормили супом из крапивы и кашей заварухой.

Еще до пуска завода из письма В.В. Мейпариани Военному Комиссару мы видим, что ситуация была настолько сложной, что требовала упорства и смелости. Вано Васильевич действовал открыто, жёстко, с критикой вышестоящего руководства. Из письма В.В. Мейпариани в ЦК ВКП(б):

«… только при помощи ГК ВКП(б) я мог принять в конце декабря и в начале января сотни эвакуированных рабочих, имея только желание и звание директора, но не имея ни жилья, ни транспорта…»

Директор завода Вано Васильевич был, как сегодня бы сказали, коммуникабельным человеком. Всегда пользовался личными контактами с руководителями соседних предприятий – калийный комбинат, магниевый комбинат тогда входил в состав калийного, большую помощь оказывал бумажный комбинат. Пригодился и опыт работы директором детского лагеря «Артек». Он с легкостью находил общий язык с подростками и молодёжью.

Пусковик завода № 577 Абакшин Иван Павлович
Пусковик завода № 577 Абакшин Иван Павлович

Пусковик завода Иван Павлович Абакшин вспомнил добрым словом первого директора завода Мейпариани Вано Васильевича:

«Начали строить 44 здание. Спускаем оборудование. Надо было собирать центрифугу. Пришёл директор и главный инженер. Изоляция была слабая нельзя было давать нагрузку. А от нас еще толку нет. Тогда Мейпариани снимает тужурку, закатывает рукава и говорит: «Говорите, что надо делать?!».

— Он помогал собирать мотор. Вытащили ротор. Поставили на просушку. На следующий день надо было собирать двигатель, запустили центрифугу… Смотрим, он пишет записку директору столовой Шаховой: «Всех ребят накормить досыта. Досыта!!!».

В.В. Мейпариани для заводских мальчишек стал примером и в труде, и в жизни. Вовремя засучить рукава, прийти на помощь, работать, не жалея сил, проявить отеческую заботу – вот образ истинного руководителя. Этот поступок научил молодых рабочих и дальнейшем не унывая преодолевать трудности.

В истории завода Вано Васильевич оставил о себе добрую память. До сих пор в памяти пусковиков он является примером стойкости и трудолюбия.

С помощью Соликамского горкома ВКПб и первого секретаря Зои Петровны Семёновой, было набрано более 400 человек, в основном подростков, для обучения профессиям порохового производства. Слесарей и электриков комплектовали из числа выпускников, эвакуированных в Соликамск ремесленных училищ. При заводе были организованы курсы по обучению шофёров, электриков, слесарей и лаборантов.

Военный завод с секретным названием п/я 577 в городе называли ласково: «Детский сад Мейпариани». Подростки трудились без устали и не задумывались о своей жертвенности и подвиге. Работали за себя и за ушедших на фронт товарищей. Им было по 13-15 лет. Сейчас мы их с уважением называем «пусковиками». По данным на 1944 г. среди рабочего класса Советского Союза насчитывалось  2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.

Напомним, что завод строился в совершенно неприспособленном месте. Для проектирования завода из Москвы в Соликамск была направлена бригада проектировщиков ГССПИ-1. Главным инженером проекта стал Андрей Павлович ТАРАСОВ – высококвалифицированный специалист пороховой промышленности, в послевоенные годы доцент Московского химико-технологического института им. Менделеева, автор нескольких учебников по пороховому делу. Говоря о становлении завода и его строительстве, нужно вспомнить Ивана Павловича Бойкова. Начальником строительного производства был назначен генерал Иван Павлович БОЙКОВ, опытный организатор в этой области. Строители заранее создали производственную базу (лесозавод, столярная и механическая мастерские), на основе которой образовалось новое предприятие в городе – Комбинат строительных деталей (КСД). На всю стройку имелся в наличии один паровой экскаватор, единственным транспортным средством была лошадь с санями, находящимися в распоряжении директора.

Темпы строительства были значительными. Работа велась вручную, в нечеловеческих условиях. О специальной технике (кранах, экскаваторах, самосвалах и пр.) не было и речи. День и ночь горели костры, чтобы прогревать землю. Работали по 12 часов сутки с самоотдачей. Вот это есть трудовой подвиг. Разработка грунта даже зимой велась киркой, ломом и лопатой.

Из воспоминаний эвакуированных рабочих мы знаем, что «строили быстро. Ставили коробку, стены и сразу затаскивали оборудование. Не было крыши, а вальцы уже стояли. Работали по 12 часов, по трое суток не выходили с завода

Строительство завода продолжалось параллельно с его эксплуатацией.

2 часть. Трудовой подвиг трудармейцев

На строительство завода привлекли квалифицированных рабочих, строителей и монтажников из числа заключённых ГУЛАГа НКВД, трудармейцев (немцев Поволжья и Украины). Трудармейцы, как и заключённые, были размещены в бараках «второго» и «третьего» районов. Важно отметить, что эти наименования так и остались в обиходе и сейчас. Из 15 000 трудармейцев, которые строили оборонный завод, 7300 человек (!) навек остались в соликамской земле. Суровый климат, тяжелая, ручная работа, жестокие морозы, скудное питание, болезни, тоска по родным и близким привели к очень большой смертности.

«Кувалда, лом, кирка, лопата – инструменты, которыми строился военный завод» — в своих воспоминаниях отмечает Эдвин Александрович Гриб (известная в городе личность, видный деятель национального движения российских немцев, руководитель Соликамской городской организации российских немцев «Возрождение», Почетный гражданин Соликамска Пермского края).

5 сентября 1941 года был мобилизован Куйбышевским райвоенкоматом.


Почетный гражданин Соликамска Пермского края, видный деятель национального движения российских немцев, руководитель Соликамской городской организации российских немцев «Возрождение» Гриб Эдвин Александрович
Почетный гражданин Соликамска Пермского края, видный деятель национального движения российских немцев, руководитель Соликамской городской организации российских немцев «Возрождение» Гриб Эдвин Александрович

24 сентября 1941 года «эшелон с российскими немцами прибыл в Соликамск. Всего направлено было около 12 000 немцев, большинство из Поволжья и Украины. Разместили нас во втором и третьем районах. Во втором районе уже были здания барачного типа, а в 3 районе был только забор из колючей проволоки вокруг прекрасного соснового леса. Все атрибуты лагеря: палатки, валка леса для строительства барака. Варили еду на кострах…»

3 часть. С самых первых дней

Из воспоминаний Я.Б. Гиссера:

 «Для поощрения бригад, перевыполняющих задание, … выделялось ежедневно десять пачек махорки и пять пачек лёгкого табака. …но и без этого заключённые, среди которых было много репрессированных, понимали задачи времени и добросовестно относились к работе. Выступили даже с инициативой работать до 11-12 часов ночи. Люди оставались, менялся после смены только конвой.

Стимулом по ускорению работ были и другие средства. Земляные работы, например, выполнялись лопатами вручную. (…) У землекопов были лопаты больше обычных размеров. Заключённые их называли стахановскими. Культурно-воспитательная часть лагеря … посылала ежедневно баяниста, который сидел на бровке траншеи и своей игрой создавал настроение работающим. За перевыполнение задания землекопы получали премиальные: две булочки из ржаной муки, которые они называли “премблюдо – два верблюда”.»

Советские труженики проявляли массовый героизм во имя победы, отдавая все силы.

Меры поощрения

В виде поощрения так же предлагалось согласно Приказа от 19 ноября 1942 года на каждого члена бригады монтажников дополнительно к выдаваемым нормам продуктов питания выделить мяса – 20 г, жиров – 10г, крупы – 30г, овощей – 200г.

Приказ от 19 ноября 1942 года

Пища для бригады готовилась в отдельном котле под жёстким контролем руководства.

Самоотверженный труд строителей и рабочих увенчался успехом. Строительство первой очереди завода было закончено за 8 месяцев, и уже 8 августа 1942 года произведена первая технологическая операция. Этот день вошёл в историю завода как день его рождения.

Дальнейшее строительство предприятия продолжалось параллельно с его эксплуатацией. В ноябре 1942 года директором завода назначили Сергея Сергеевича КАЧАЛОВА, работавшего ранее руководителем завода № 98 в Закамске (Молотовская область). Он возглавлял приёмно-пусковую комиссию, был опытным хозяйственником. Участник Гражданской войны.

В ноябре 1942 года директором завода № 577 назначили Сергея Сергеевича Качалова, работавшего ранее руководителем завода № 98 в Закамске (Молотовская область)

В.В. Мейпариани (Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1973 года за выдающиеся заслуги в создании новых средств специальной техники, крупный вклад в повышение эффективности производства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Мейпариани Вано Васильевич удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». (Материал с сайта http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=16286)) же переведен в г. Сельцо Брянской области директором завода, позже был назначен начальником опергруппы Наркомата боеприпасов по обеспечению боеприпасами Закавказского фронта.

«Все для фронта, всё для Победы!», «В труде — как в бою!» — для славных тружеников тыла нашей страны в годы Великой Отечественной войны эти лозунги стали законом.

В 1943 году руководящему составу взрывоопасных производств военных заводов присваивались воинские звания. Офицеры носили форму и погоны. Начальник завода (директор) имел звание инженер-подполковник.

1943 год — принятие в эксплуатацию первой очереди завода.

1 января 1943 года на заводе функционируют нитроцеллюлозный, нитроэфирный и пороховой цеха. Закончен первый этап строительства.

В 1944 году завод выполнил задание Государственного комитета обороны по освоению установленной ему производственной мощности. В местной газете 6 февраля 1944 года «Соликамский рабочий» было опубликовано приветствие Верховного Главнокомандующего:

«Поздравляю коллектив строительства НКВД СССР со сдачей в эксплуатацию на полную мощность крупного порохового завода. Своей образцовой работой вы оказали большую помощь нашей победоносной Красной Армии. Можете быть уверены, что выпускаемые вашим заводом тысячи тонн пороха наша славная артиллерия не замедлит использовать для своих сокрушительных ударов по врагу. Желаю вам дальнейших успехов в работе.

И. Сталин.

Во время Великой Отечественной войны (с 1942 по 1945 годы) завод дал фронту:

  • зарядов к системе М-13 «Катюша» — 2 655 600 комплектов,
  • зарядов к 100-мм пушке – 192 600 комплектов,
  • зарядов к 82-мм батальонному миномёту – 11 871 500 комплектов,
  • зарядов к 120-мм полковому миномёту – 111 592 400 комплектов.

За годы Великой Отечественной войны коллективу завода трижды вручалось переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны СССР.

Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» награждено 1814 работников завода.

В 1945 году закончился первый период истории завода – период становления.

Составитель: Джалилова Джамиля Сабировна, директор центра развития персонала АО «Соликамский завод «Урал».

Обсуждение закрыто.