Начало войны выдвинуло Государственный союзный завод № 172 им. В. М. Молотова (ранее Пермский пушечный завод, Мотовилихинский механический завод, Мотовилихинский орудийный завод, Мотовилихинский машиностроительный завод, позднее Пермский машиностроительный завод им. В. И. Ленина, АО «Мотовилихинские заводы») в число главных предприятий, занимавшихся обеспечением армии артиллерийским вооружением. И это объяснимо: за плечами прославленного коллектива был вековой опыт создания артсистем. Здесь трудились выдающиеся конструкторы и организаторы производства, высококвалифицированные рабочие.
Из 24102 квалифицированных работников завода около 5000 (25%) ушло на фронт.
В 1941 году Мотовилиха поставляла фронту артиллерийское вооружение, а другим оборонным предприятиям – артиллерийские пружины, орудийные щиты, тонкую броню, лист для станин, авиационные штамповки и конструкционный лист, танковый прокат, артиллерийские поковки, штамповки и фасонные отливки.
Перед новым директором завода А. И. Быховским стояли задачи глобального масштаба: заниматься разработкой новых артиллерийских орудий и увеличивать выпуск имеющихся.
Рабочие и служащие делали все для увеличения выпуска военной продукции. С первых дней войны завод им. В. М. Молотова перестроил производство, резко увеличив выпуск артиллерии. Так, за второе полугодие 1941 г. завод почти в три раза превысил производство первого полугодия, а в первом полугодии 1942 г. продукции было выдано в восемь раз больше, чем за такой же период 1941 г.
Рабочий день порой длился до 14-16 часов в сутки. Работали без выходных и праздничных дней, без отпусков.
Осенью 1941 г. в Пермь были эвакуированы 64 предприятия из западных и центральных районов страны.
В Мотовилиху были эвакуированы предприятия, имевшие отношение к артиллерии. Так, например, в октябре 1941 г. из подмосковной деревни Подлипки был эвакуирован крупный артиллерийский завод № 8 (им. М. И. Калинина).
Руководство завода с большим трудом разместило в Перми тысячи эвакуированных рабочих и служащих, а также членов их семей. Руководство завода предложило использовать различные помещения гражданских учреждений города для организации производства деталей для пушек. В месячный срок под руководством начальника производства В. В. Кротова было создано 10 цехов, размещенных с помощью обкома партии в недостроенном универмаге, гаражах и т. д. За полтора месяца было смонтировано и запущено в работу 1500 станков.
Осенью 1941 г. ГКО потребовал от руководства завода параллельно с увеличением выпуска орудий, производившихся там до войны, срочно наладить производство ряда орудий, производившихся на других заводах.
Например, из-за блокады на заводе «Большевик» было свернуто производство 76-мм полковых пушек обр. 1927 г. Уже в конце 1941 г. завод № 172 стал выпускать эти пушки.

Практически за месяц Мотовилихинский завод освоил выпуск 45-мм противотанковых пушек обр. 1937 г. и 25-мм зенитных автоматических пушек 72К, которые ранее производились на заводе № 8 (им. М. И. Калинина).
Кроме артсистем и артиллерийских снарядов завод освоил и поставки крупных серий сопел для реактивных снарядов М-13, более известных как «Катюши».
В цехах было создано 150 фронтовых бригад, объединивших 2400 человек и сыгравших огромную роль в выполнении и перевыполнении производственных заданий. Многие члены этих бригад выполняли по 2—3 нормы за смену. На рабочие места ушедших на фронт мужчин становились женщины и подростки от 13-14 лет.
Металлурги завода добились значительного сокращения расхода металла и сокращения технологических процессов, что способствовало увеличению выпуска артсистем в годы войны. Для обеспечения выпуска их увеличенного количества потребовалась установка дополнительного оборудования. Своими силами завод построил новую мартеновскую печь, шеститонный и однотонный штамповочные молоты, пресс для ломки проката перед штамповкой, проведена реконструкция нагревательных печей. Это обеспечило возможность в исключительно трудных условиях снабжения, резкой нехватки рабочих выполнять план выпуска пушек.
Также были организованы десятки новых вспомогательных производств: карбида кальция, абразивов, получения бензина, смазочно-охлаждающих жидкостей и т.д.
Во время войны на заводе действовало два конструкторских бюро: опытно-конструкторское бюро под руководством главного конструктора С. П. Гуренко и эвакуированное из Ленинграда Особое конструкторское бюро № 172, ведущим конструктором которого стал М. Ю. Цирульников.
Особое конструкторское бюро № 172 сыграло важную роль в истории Мотовилихинского завода.
В частности, в 1942 г., ОКБ-172 была разработана модификация 45-мм противотанковой пушки, принятая на вооружение под наименованием «45-мм противотанковая пушка обр. 1942 г. (М-42)».
45-мм противотанковая пушка обр. 1942 г. была получена путём модернизации 45-мм пушки обр. 1937 г. Модернизация заключалась в удлинении ствола, усилении метательного заряда и ряда технологических мер для упрощения серийного производства. Толщина брони щитового прикрытия была увеличена с 4.5 мм до 7 мм для лучшей защиты расчёта от винтовочных бронебойных пуль. В результате модернизации дульная скорость снаряда возросла с 760 до 870 м/с.
Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Она была способна успешно бороться со всеми средними танками вермахта 1942 г. Однако появление в 1943 г. в значительных количествах новых тяжёлых танков «Тигр» и «Пантера» вновь поставило советскую противотанковую артиллерию перед необходимостью усиления огневой мощи. Это было выполнено путём повторного принятия на вооружение 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2. Однако, благодаря отлаженному производственному механизму по выпуску М-42, возможности борьбы с «Пантерой» путём стрельбы в борт и высокой мобильности этого орудия, оно было оставлено в производстве и на вооружении противотанковых подразделений стрелковых частей.
Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту до 60 м, и в глубину до 400 м.
В том же 1942 г. в ОКБ-172 под руководством М. Ю. Цирульникова были начаты работы над новым полковым орудием с заводским индексом ОБ-25. В эскизном проекте нового орудия Цирульников предложил наложить 76-мм ствол со слабой баллистикой на лафет 45-мм противотанковой пушки обр. 1942 г. Такое решение позволяло получить довольно лёгкую артиллерийскую систему, использующую хорошо отработанные в производстве элементы. Опытный образец пушки был допущен до полигонных испытаний, проходивших на Гороховецком полигоне с 18 по 26 июня 1943 г. К 12 августа войсковые испытания были успешно завершены, а 4 сентября 1943 г. орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «76-мм полковая пушка обр. 1943 г.». Серийное производство 76-мм полковой пушки обр. 1943 г. велось с 1 января 1944 г. по 1946 г. на заводах № 172 и № 106. Завод № 172 изготовил большую часть из общего числа выпущенных орудий в 5192 единицы.
Опытно-конструкторское бюро также не отставало: в январе 1943 г. заводу было поручено выполнение важнейшего правительственного задания по разработке и выпуску мощной самоходной пушки на базе шасси тяжелого танка Кировского завода.
Разработка проекта установки пушки производилась на Кировском заводе в городе Челябинске под руководством главных конструкторов С. П. Гуренко, Ф. Ф. Петрова, Ж. Я. Котина и представителя наркомата оборонной промышленности генерал-майора А. А. Толочкова. Работа велась круглосуточно и была закончена в течение нескольких дней.
Установка спроектирована на базе качающейся части гаубицы-пушки МЛ-20 с необходимыми переделками.
Дальнейшая работа по выпуску рабочих чертежей, изготовлению и испытанию самоходной пушки проводилась на заводе № 172.
Учитывая требования момента, вся эта большая работа проведена коллективом завода и КБ в исключительно короткий срок – всего в течение 10 суток. Работа проводилась под оперативным творческим руководством народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова.
Впервые СУ-152 получила боевое крещение на Курской дуге. Всего там было 24 самоходки, входившие в состав двух тяжелых самоходных артиллерийских полков.
Как показала практика, новые самоходки зарекомендовали себя в бою, но имели и определённые недостатки.
Поэтому, по опыту боевого применения установок СУ-152 и с учетом имевшихся в их конструкции недостатков образец следующей самоходки ИСУ-152 был изменен и доработан. Так, были усовершенствованы прицел и поворотный механизм. Также была усилена броневая защита — толщина лобовой брони теперь составляла 90—120 мм вместо 60 мм у СУ-152; и улучшена мобильность установки.
Поскольку промышленность не справлялась с выпуском необходимого числа качающихся частей МЛ-20, то на шасси тяжелых самоходов ИСУ решили ставить качающиеся части от 122-мм корпусных пушек А-19.
Самоходная установка ИСУ-122 была разработана в декабре 1943 г. в КБ завода № 100 под руководством Ж. Я. Котина. Фактически, ИСУ-122 представляла собой ИСУ-152, в которой были заменены орудие и качающаяся бронировка маски орудия. Качающаяся часть А-19, установленная в ИСУ-122, получила название «122-мм пушка обр. 1931/44 г.».
Самоходные установки СУ-152, ИСУ-152 и ИСУ-122 с мотовилихинскими пушками калибра 152 и 122-мм, начиная с 1943 г. выпускались до конца войны, участвовали в битве на Орловско-Курской дуге и последующих сражениях, являясь великолепным оружием в борьбе с тяжелобронированными танками и самоходными установками противника.
ИСУ оказались весьма эффективными орудиями, но их малая скорострельности снижала их возможности в качестве противотанковых орудий. Зато во многих других случаях ИСУ-152 и ИСУ-122 оказывались просто незаменимыми.
Легкие и даже средние самоходно-артиллерийские установки зачастую не могли справиться с возлагавшимися на них задачами по обеспечению штурма долговременного сооружения. Так, в октябре 1944 г. при прорыве войсками 3-го Белорусского фронта оборонительного рубежа немцев на реке Нарев некоторые штурмовые группы, имея в своем составе только средние самоходки СУ-85, не смогли выполнить задач по разрушению дотов, так как недостаточная мощность снаряда не давала необходимого результата. Лишь после усиления штурмовых групп тяжелыми ИСУ-152, они успешно справились с поставленными им боевыми задачами.
Их часто использовали для артиллерийской подготовки. Так, в ходе Сандомирско-Силезской операции на 1-м Украинском фронте к ведению огня с закрытых позиций в период артиллерийской подготовки был привлечен 368-й гвардейский тяжелый самоходно-артиллерийский полк (ИСУ-152). 12 января этот полк в течение 107 минут вел огонь на подавление по опорному пункту общей площадью 13,3 га (по четырем целям), и, кроме того, по четырем артиллерийским и минометным батареям. За это время полк подавил две минометные батареи, уничтожил восемь орудий и до батальона солдат и офицеров противника. При этом полк израсходовал 980 снарядов.
Незаменимыми оказались СУ-152 в ходе уличных боев в крупных германских городах весной 1945 г. ИСУ-152 постоянно включали в состав штурмовых групп (обычно по две САУ).
Кроме разработки новых орудий, завод продолжал серийно выпускать и другие пушки: 122-мм корпусную пушку обр. 1931 г., 203-мм корпусные мортиры М-4 и другие.
С 1941 по 1945 гг. заводом № 172 было выпущено свыше 48000 орудий. Именно из 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20 № 3922 в ночь со 2 на 3 августа 1944 г. был произведен первый выстрел по территории фашистской Германии, а из 122-мм корпусной пушки № 501 — первый выстрел по Берлину 20 апреля 1945 г.
Самоотверженный труд многотысячного коллектива завода № 172 был высоко оценен Родиной. За годы войны завод 15 раз завоевывал переходящее Красное знамя ЦК ВКП (б), которое впоследствии было передано на вечное хранение.
За выдающиеся успехи в разработке боевой техники и обеспечение фронта вооружением завод также был награждён орденом Трудового Красного знамени от 3 июня 1942 г. за образцовое выполнение заданий Государственного комитета обороны по производству и освоению новых видов, орденом Красного Знамени от 20 октября 1944 г. за выдающиеся заслуги в деле создания новых образцов мощных пушек и обеспечения фронта артиллерией, и орденом Отечественной войны 1-й степени от 28 июня 1945 г. за выдающиеся заслуги в деле создания и организации массового производства мощного артиллерийского вооружения.
Шесть работников предприятия стали лауреатами Государственной премии, более семисот работников завода были удостоены орденов и медалей. Более девяти тысяч человек были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Пушки завода № 172 отличались высоким качеством, безотказно действовали на всех фронтах. Не случайно Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, в поздравлении коллектива завода с награждением орденом Отечественной войны I степени, писал: «Ваши грозные пушки и самоходная артиллерия сыграли решающую роль в разгроме гитлеровской Германии и победоносном завершении войны».
Статистика выпуска артиллерии на заводе № 172 в 1942-1945 гг.
Система | План | Отчет |
---|---|---|
1942 год | ||
45-мм противотанковая пушка 53К | 9270 | 8963 |
25-мм зенитная пушка | — | 111 |
76-мм полковая пушка обр. 1927 г. | 6720 | 6809 |
122-мм корпусная пушка обр. 1931 г. А-19 | 230 | 385 |
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20 | 1960 | 1809 |
1943 год | ||
45-мм противотанковая пушка обр. 1942 г. М-42 | 4800/4600* | 4151 |
25-мм зенитные пушки | — | — |
76-мм полковая пушка обр. 1927 г. | 3050/2550* | 2555 |
122-мм корпусная пушка обр. 1931 г. А-19 | 300/375* | 414 |
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20 | 1435/1160* | 1002 |
152-мм пушка для СУ-152 | 725/830* | 822 |
203-мм корпусная мортира М-4 | — | 4 |
305-мм морские снаряды | 1465 | 1112 |
1944 год | ||
45-мм противотанковая пушка обр. 1942 г. М-42 | 4500/4470* | 4628 |
76-мм полковая пушка обр. 1943 г. ОБ-25 | 2675/2695* | 2730 |
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20 для ИСУ-152 | 1270/1290* | 1305 |
122-мм пушка А-19 для ИСУ-122 | 987 | 998 |
122-мм корпусная пушка обр. 1931 г. А-19 | 170/150* | 160 |
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20 | 290/285* | 275 |
1945 год | ||
45-мм противотанковая пушка обр. 1942 г. М-42 | 2360/2035* | 2064 |
76-мм полковая пушка обр. 1943 г. ОБ-25 | 1960/1410* | 1434 |
122-мм корпусная пушка обр. 1931 г. А-19 | 235/246* | 245 |
122-мм пушка А-19 для ИСУ-122 | 286/855* | 857 |
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20 | 350/325* | 325 |
152-мм гаубица-пушка МЛ-20 для ИСУ-152 | 1340/1450* | 1407 |