На пути к достойной молодежной политике

22 июля 2020 года двенадцать сенаторов и депутатов РФ в порядке законодательной инициативы внесли в Государственную думу проект федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации».

Комментарий заместителя Председателя ФНПР Александра Шершукова.

Молодежная политика на федеральном уровне определяется постановлением Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. №2403-р «Об основах государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Правда, в 2007 и 2016-2018 годах предпринимались попытки обновить эти «направления», но по факту ничего не произошло. С одной стороны, вносимые законопроекты были недостаточно проработаны даже в части полноценного понятийного аппарата. С другой, была неопределенность полномочий и ответственности государственных органов и их руководителей за результаты молодежной политики. Были расхождения в возрастной границе молодых людей – до 30, либо до 35 лет.

Ясно как день – новый закон о молодежи давно созрел и даже перезрел как для государственной вертикали, так и для общественных организаций, включая профсоюзы.

Этот законопроект частично учитывает предложения ФНПР, внесенные в 2016-2018 годах при обсуждении тогдашней и более ранних инициатив (наша Федерация была активным участником обсуждения всех вопросов и проблем, связанных с молодежью).

При этом Федерация независимых профсоюзов России и ее членские организации последовательно и достаточно активно проводят свою, независимую, молодежную политику.

Суть профсоюзных предложений – в особом внимании обеспечению первого рабочего места и занятости молодежи, гарантий и различного рода преференций молодым людям, начинающим свою трудовую деятельность. Создающим молодые семьи нужны реальные возможности для решения жилищных вопросов. И всем им нужны достойные зарплаты, культурное и физическое развитие, реализация способностей и талантов.

В данном законопроекте это нашло определенное отражение в п.п.14,15,17 «обеспечение гарантий труда и занятости, содействие трудоустройству молодежи», «поддержка и развитие молодежного предпринимательства», «поддержка молодежного добровольчества (волонтерства)» 6-й статьи «Основные направления реализации молодежной политики».

Разработка и реализация государственных программ по основным направлениям, согласно законопроекту, поручается федеральным органам власти в сфере молодёжной политики. Это дает надежду на появление федеральной (и региональных) целевой программы по обеспечению занятости среди молодёжи. И здесь появляется обширное поле для участия профсоюзов.

Статья 7 проекта, на наш взгляд, заслуживает отдельного внимания. Она описывает участие самой молодёжи в реализации молодежной политики. Предполагается всего три формы участия: участие в деятельности консультативно-совещательных и иных структур при органах государственной власти различного уровня, организация и проведение молодежных форумов и иных мероприятий, проведение научно-аналитических исследований. На наш взгляд, данная статья может быть расширена, к примеру, вовлечением молодёжи через молодёжные органы самоуправления в нормотворческую деятельность и другими формами.

Кроме этого, есть ряд профсоюзных предложений. Считаем необходимым:

— наряду с предусмотренным в законопроекте международным сотрудничеством осуществлять и межрегиональное взаимодействие, так как обмен внутрироссийским опытом работы с молодежью – полезная вещь;

— считать добровольцами и молодых профсоюзных активистов — они выполняют чисто волонтерские функции;

— законодательно расширить понятийный аппарат, включив в него по максимуму уже много лет применяемые повсеместно и в документах (в т.ч. коллективных договорах, отраслевых и региональных соглашениях в рамках социального партнерства) и, что называется, «по жизни» термины типа «молодой работник», «молодой специалист» «молодой ученый», «органы молодежного самоуправления» и т.п.

Одновременно, мы поддерживаем поднимаемую внесенным законопроектом границу возраста молодежи с 30 до 35 лет, что позволит увеличить возможность получения государственных мер поддержки для 41 млн молодых россиян.

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью, молодёжной политике и развитию профсоюзного движения до 5 августа ведет сбор предложений от профактива и членских организаций ФНПР для формирования нашего «свода поправок» по проекту этого закона. Призываю поучаствовать!

Департамент Аппарата ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения

Comments are closed.