Почему работодатели до сих пор платят оклады ниже МРОТ?

7 декабря 2017 года Конституционный суд постановил, что «федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки и оклада первого разряда не ниже МРОТ, установленного федеральным законом». То есть в законах необходимо более четко отразить, что именно тарифная ставка и оклад, а не зарплата не могут быть ниже МРОТ. Однако до сих пор (конец октября 2018 года) этого не сделано.

Теперь оклад будет не менее 11 163 рублей?

Нет, чтобы выполнить решение Конституционного суда, необходимо изменить положения статей 133 и 133.1 Трудового кодекса, заменив понятие «месячной заработной платы» на «вознаграждение за труд».

А в чем разница?

В понятие заработной платы включены размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Вознаграждение за труд – это только тарифная ставка или же оклад (должностной оклад). Будет ли не ниже 11 163 рублей (МРОТ от 1 мая 2018 г.) вознаграждение за труд или месячная заработная плата – большая разница.

Что предприняло правительство?

Ничего. По истечении 10 месяцев правительство РФ никак не отреагировало на решение Конституционного суда. Более того, Минтруд России в письмах от 4 и 5 июня 2018 г. высказал позицию, согласно которой, «трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда». То есть Минтруд допустил, что оклад и тариф могут быть меньше 11 163 рублей.

Почему позиция Минтруда ошибочна?

ФНПР считает подобную позицию Минтруда России намеренно искаженной и вводящей работодателей в заблуждение, о чем было заявлено в письме на имя председателя правительства РФ Д.Медведева и генерального прокурора Ю. Чайки. По словам секретаря ФНПР Н.Гладкова, «в системе оплаты труда должна быть реализована конституционная гарантия — минимальный размер вознаграждения за труд, который выражен в тарифной ставке и окладе» (ч. 3. ст. 37 Конституции РФ).

Что предприняли профсоюзы?

Правовой департамент ФНПР разработал законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». А именно: часть 3 статьи 133 ТК предлагается изложить в следующей редакции: «Минимальный размер месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда». В части 11 статьи 133.1 предлагается также заменить термин «месячная заработная плата работника» на формулировку «минимальный размер месячного вознаграждения в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника». Законопроект будет направлен депутатам межфракционной группы «Солидарность» для внесения в качестве законодательной инициативы в Госдуму РФ.

Кто выиграет?

Работники, так как у работодателей не будет шансов широко трактовать статьи Трудового кодекса и устанавливать размер тарифных ставок и окладов ниже МРОТ. Выиграют также федеральный и региональные бюджеты, поскольку с увеличенной зарплаты, соответственно, и налоги выше.

«Достойный размер заработной платы — залог роста производительности труда и развития экономики страны в целом. Бездействие представителей государственной власти в решении вопроса доведения размеров минимальных тарифных ставок (окладов) до величины МРОТ – вне закона», — говорится в обращении ФНПР.

Обсуждение закрыто.