Комментарий председателя РОСПРОФПРОМ Андрея Чекменева

О цифровизации можно говорить в разных аспектах. С точки зрения новых технологий, на предприятиях все зависит от отрасли. У нас в профсоюзе представители нескольких отраслей. И, как это ни странно будет звучать, одной из самых передовых, думаю, окажется текстильная. Потому что в нее вкладываются серьезные деньги, частные деньги предпринимателей. А бизнес будет вкладывать деньги только тогда, когда будет получать положительный отклик от этого всего дела. И, конечно же, он не будет пользоваться старыми технологиями.

Большинство проблем — в старых машиностроительных цехах. В тех, где еще делают что-то востребованное для нашего производства и тем не менее работают на универсальных станках. Стоит какой-нибудь один станок с ЧПУ, но и он, скорее всего, работает по старым программам. И на таких предприятиях цифровизация практически неосуществима.

А вот в оборонной отрасли есть ряд предприятий, которые попали в систему, когда специально выделялись средства под замену технологий, замену оборудования. И там вводились действительно самые современные технологии, целые безлюдные линии. Естественно, при приобретении этого оборудования все сопровождалось его обеспечением всеми современными программными методами. Другое дело, что это все устаревает, все нужно обновлять, а у предприятий не всегда хватает денег. Это вещь затратная, вещь, которую нужно постоянно поддерживать в тонусе, чтобы быть на передовых позициях. И то предприятие, которое реально работает, которое имеет достаточную перспективу для сбыта своей продукции либо по гособоронзаказу, либо по военно-техническому сотрудничеству, либо производит востребованную гражданскую продукцию, — оно будет в это вкладываться. А те, кто сегодня не очень понимает свои перспективы или у кого произошел резкий обвал рынка по каким-то причинам, — вот у тех возникают проблемы, и тут уж не до переоборудования, а нужно как-то выползать.

Но в целом у нас станочное оборудование мало обновлено, больше половины станков еще советского производства. И они, конечно, не предусматривают возможности цифровизации. Там ребята просто смотрят на чертежи и по ним изготавливают продукцию.

Что же касается цифровизации в значении хранения и обмена данными, то тут тоже можно подходить с разных точек зрения. К примеру, секретный документ. В электронной форме его надо как-то особо хранить, шифровать — это денежные затраты. Нужно соответствующее техническое оснащение и его обновление — снова затраты. Наверное, на больших предприятиях окупается. Но в этом больше заинтересованы сверху.

К примеру, мне наверху, в ЦК профсоюза, было бы удобно так: все получают всё в цифровом виде, в наших формах для отчетов. Но если в первичке председатель профкома — на неосвобожденной основе, приходит в профком на 15 минут в день, что-то выполняет, а потом убегает, то он не поймет этих требований. Какое заполнение отчетов?! Он, наоборот, от нас помощи ждет.

Вот приблизительно так же происходит и в стране. Те, кто внизу, ждут помощи, поддержки. А кто сверху — им очень удобно было бы все наблюдать, сопоставлять, складывать, анализировать. К сожалению, у тех, кто наверху, есть власть, и они могут ставить определенные условия, могут навязать нам удобные им новации.

Обсуждение закрыто.