Александр Шершуков: Социально-государственный замес

За последний месяц разные органы власти озаботились проблемой радикализма молодежи. Озаботились — в широком диапазоне. Директор ФСБ Бортников зафиксировал, что бороться с радикализацией нужно с помощью не только силовых методов, но и — школы, родителей, гражданского общества. Депутаты зашли с немного другой стороны: проголосовали за дополнительные санкции против организаторов несанкционированных акций, вовлекающих в них подростков. Наиболее гиперактивный из депутатов даже предложил присмотреться к семьям, которые допускают подростков к участию в таких акциях или не препятствуют этому…

Такое впечатление, что проблема юношеского радикализма в современном обществе появилась вчера, что никто с такой проблемой в мире не сталкивался. И что источником этого радикализма являются идейные течения разной степени интенсивности, включая как некоторые их религиозные ответвления, так и ярко выраженные антирелигиозные.

“Такой замес — нацистский, националистический, анархистский, левый, правый, исламистский, но суть в том, что происходит — люди гибнут”, — сказал Бортников.

Хочу огорчить и директора ФСБ, и депутатов. Гибель людей — это следствие, а суть совершенно в другом.

Во второй половине XX века было много радикальных движений, разных. Однако суть практически каждого из них заключалась отнюдь не в идеях уничтожения людей в максимально возможном количестве, а в восстановлении справедливости и правильности устройства жизни. У кого-то эти идеи были правые, у кого-то — левые. У некоторых — построены на религиозных принципах. И — да, многие, пытаясь добиться реализации своих представлений о справедливости и правильности, хватались за оружие. Начиная с 60-х годов и до 80-х годов в США, Германии, Италии, Франции был вал таких различных молодежных радикальных движений.

Вопроса два: почему они возникли и как с ними удалось справиться?

Если мы исключим как фактор поддержку таких движений извне — со стороны СССР и Китая, то причины их возникновения просты. Это большое количество образованной молодежи, которая видела несправедливое устройство своего общества и нежелание правящих кругов менять что-либо. Невозможность легальных изменений — борьбы за них и самой победы — вела западную молодежь к различным формам террора. И если применить желание депутатов наложить санкции на семьи радикалов к этим западным историческим примерам, то можно увидеть: существенная часть молодых радикалов происходит отнюдь не из маргинальной или неимущей части общества. Промышленники, религиозные деятели, политики — это все их родители. Точно так же, как в XIX веке отцом радикала Александра Ульянова был Илья Ульянов — действительный статский советник, директор народных училищ Симбирской губернии.

Как прекратилась волна радикализма на Западе? Не за счет политики запретов. А за счет восстановления в обществе норм социальной справедливости — одновременно с ростом его благосостояния. Из-под массового террора убрали не всю, но существенную часть социальной базы. А в политику вернули элементы демократии.

Теперь смотрим на те проблемы, которые, по всем опросам, актуальны в современной России. Совершенно дикое социальное расслоение в обществе. Совершенно хамское, выказываемое публично, отношение к “нищебродам”, к их правам и потребностям, к обязательствам перед ними государства, а точнее — к уменьшению размера и качества этих обязательств. Даже не буду касаться политики — всем примерно известно, кто и как считает голоса…

Неужели вы думаете, что ищущие справедливости молодые люди современной России, которые правильно или неправильно, но обостренно воспринимают эти реально существующие проблемы, пойдут для улучшения окружающей жизни красить скамейки?.. Благоустраивать парки моногородов?.. Шутить изволите.

Соответственно, и выход из ловушки радикализма лежит не в слежке за семьями, а в росте доходов работающего большинства. В приведении сверхдоходов в приличное соотношение с доходами остальных. В развитии реальных демократических институтов вместо развития сословного общества.

Ничего нового. Все уже найдено до нас. Достижимо ли сегодня?

Обсуждение закрыто.