Александр Шершуков: Нужно сделать три вещи

История — это то, что уже произошло. Можно искать тех, кто виноват. Можно даже жестоко покарать тех, кто виноват. Но это не изменит свершившегося. Хотя, возможно, доставит некоторое моральное удовлетворение.

Поэтому я предлагаю взглянуть на ситуацию в профсоюзном движении с технологической точки зрения. А именно — понять, что сломалось или существовало в виде, не пригодном к эксплуатации. Определить, в каком направлении двигаться дальше, взяв за аксиому, что мы не собираемся вешать на двери профкома амбарный замок. Конечно, содержательные выводы должен сделать Генеральный совет ФНПР, но некоторые самые общие направления можно обдумать уже сейчас.

Мне кажется, что есть три темы в профсоюзной работе, которые нуждаются в обсуждении, переосмыслении и принятии общих подходов: идеология, организационные отношения, технологии.

1. Идеология. 

Проблема, как мне кажется, в следующем. Ожёгшись на декларировании “кодексов строителей коммунизма” из позднесоветского периода, мы подошли к теме общих принципов несколько формально. То есть: они есть, их декларируют, они зафиксированы. А вот насколько этой идеологией можно руководствоваться в реальной жизни? И насколько этими принципами действительно руководствуются профсоюзные лидеры при решении конкретных проблем — это большой вопрос.

Ситуация получилась странная. С одной стороны, возникла большая группа профсоюзных лидеров, занимающихся на разных уровнях профструктуры решением “реальных вопросов”. Но поскольку некоторые пункты из написанной и неписаной идеологии профсоюзов явно противоречили возможным договоренностям с бизнесом или властью, эти пункты оказалось возможным отложить, не фиксировать на них внимание. И тогда возникли молодые и не очень молодые люди, чей функционал сводился к жонглированию объяснениями. Я сам до сих пор расстраиваюсь, когда меня называют “идеологом”. Потому что в профсоюзной среде идеологами, увы, называют трепачей, “объяснялкиных”. Тех, кто оправдывает отступления, называет поражения победами.

Так вот, вопрос стоит, по сути, о том, чтобы начинать в реальной жизни руководствоваться декларируемыми принципами. Я думаю, любой профсоюзный руководитель любого уровня прекрасно понимает, что это значит. И, кстати, чем грозит. Но разрыв между идеологическими декларациями и реальной политикой свел в могилу не одну организацию или государство.

2. Организационные отношения. 

Под этими словами я понимаю комплекс отношений между профсоюзными структурами и их лидерами. Оргработа, финансы, политика, информация и т.д. Слишком много принято решений, которые не выполняются. Слишком много формальных решений, нужных только “объяснялкиным” для самооправданий. Слишком много НЕ принято решений только потому, что их не дают принять те, кто на своем структурном уровне сделал из профсоюза личный феодальный удел. Причем со всеми атрибутами, включая “вассал моего вассала не мой вассал” и т.д. Слишком много структурных уровней и людей, которые демонстративно не работают либо работают против профсоюзов. И с кем мы боимся расстаться или просто ссориться, опасаясь то ли скандала, то ли снижения численности.

Эти завалы нужно разгрести. Они мешают профсоюзам нормально работать. На этом пути будут потери — формальной численности, неработающих организаций. И это нормально, потому что работать в текущем режиме можно только с низкой эффективностью и гирями на ногах.

И, кстати, организационные отношения в профсоюзе должны быть подчинены идеологии, а не наоборот. Если наоборот — то можно, как в фильме “Место встречи…”, запихивать кошельки в карманы и делать из закона кистень. (Причем сначала кошельки запихивал честный Жеглов. А потом за дело принялись и другие, не слишком благородные люди.)

3. Технологии. 

Мы много говорим про новый технологический уклад, перспективы рынка труда и профсоюзов. Однако сегодня уровень технологического оснащения самих профсоюзов — как огромной и сложной структуры — крайне низок с точки зрения и современных управленческих методик, и внедренных технических средств. Я не имею в виду интернет, социальные сети или даже компьютер как пишущую машинку. Речь идет о системах управления проектами, о прямой коммуникации между профсоюзными работниками, об обучении на базе современных бизнес-методик, адаптированных к потребностям организаций.

И не только бизнес-методики. Глупо предлагать бастовать или просто проводить пикеты людям, которых до этого учили только за столом улыбаться контрагентам. При этом в технологии также должна быть встроена идеология, чтобы по итогам обучения профсоюзы не использовались как “социальный лифт”. Те, кто хочет ехать в “лифте” и расти личностно, может идти убирать мусор или ремонтировать детские площадки в ОНФ — это отдельное хорошее дело, которое, правда, никак не связано с профсоюзной работой.

Итого. 

Идеология — взаправду, а не понарошку. Не формализм, а реальная реорганизация структуры. Внедрение в профработу современных управленческих и технических технологий.

Обсуждение закрыто.