Александр Шершуков: Активист в соцсетях

За последние пятнадцать лет существенная часть коммуникации профсоюзных активистов сместилась в интернет. А за последние лет десять — в социальные сети. Конечно — не вся, но, повторю, в немалом объеме. Это неплохо. Хотя бы потому, что почти 70 млн граждан страны, по последним данным, регулярно заходят в социальные сети. А значит, наши профсоюзные коллеги присутствуют там, где присутствует их аудитория. И — потенциально могут влиять на нее.

Некоторые мои товарищи торжественно заявляют, что “по принципиальным соображениям” не заводят аккаунты в социальных сетях. Там-де Америка все читает и — прочитав — влияет. Впрочем, они же активно используют телефоны иностранного производства (с российским йотафоном дело как-то не пошло), и в этих телефонах у них стоят мессенджеры. Так что совершенно ничего не препятствует читать их и влиять на них — что Вашингтону, что Кремлю. (Осталось узнать — зачем влиять?)

Но в данном случае речь о тех проблемах, с которыми сталкиваются профсоюзные активисты, “живущие” в соцсетях. Можно конечно перечислять все то, что описывают специалисты на информационных семинарах. Но там в основном говорится о вещах технических. А дело, как мне кажется, в концептуальном подходе. За исключением совсем уж молодого поколения “профсоюзные старики”, за 35 лет, оказавшись в соцсетях, неизвестно почему исходят из того, что это не только отдельный огромный мир (что верно), но и что в этом огромном мире (в силу его огромности) их действия как бы незаметны. Под действиями я имею в виду не только посты в своей ленте. Это и комментарии, и лайки. Для примера — из другой жизни.

Поскольку я — футбольный болельщик, то за последние пару лет сталкивался с ситуациями, когда лайк, поставленный игроком команды под негативным постом в адрес тренера этой команды, приводил к скандалам, увольнению тренера или расставанию с игроком. Казалось бы?! Просто механически ткнул курсором в “сердечко” под текстом! И — такой резонанс. Почему? Потому что изменилась коммуникация между людьми (появились соцсети), и в этой коммуникации (по сравнению с личным общением или с “письмами в редакцию”) изменился механизм выражения мнения, обострилась форма реакции на это мнение. Теперь для миллионов людей факт “зафренживания” и “отфренживания” в соцсетях является поводом для выяснения очных отношений с непредсказуемым итогом.

Как сказанное связано с профсоюзными активистами, обитающими в соцсетях? Очень просто. Мне кажется, что нужно вести себя примерно так же, как в обычной жизни. То есть желательно не хамить людям (без особого повода), понимать, что тебя оценивают по твоим словам и действиям (которые обычно видны всем). И — самое интересное — знать, что, например, твой даже случайный лайк антипрофсоюзного поста или интернет-дружба с антипрофсоюзным человеком может иметь последствия. Точно такие же, как если бы ты к нему подошел на общем собрании и радостно крикнул: ах, какой ты молодец и как правильно нас всех критикуешь! (И давайте пропустим традиционный этап демагогии — “а кто определил, что человек или пост антипрофсоюзны?”.)

Отдельная тема — степень демонстрации своей жизни в соцсетях. Я читал совершенно разные мнения. И, собственно, меня же коллеги критиковали как-то за два опубликованных фото с бокалом игристого вина. (Вопрос о потреблении алкоголя самими коллегами оставим в стороне.) Но то, что большая открытость — больше поводов для нападок, это понятно. И здесь каждый выбирает для себя — и объем информации, и последствия. Но этот выбор даже здесь должен происходить сознательно.

И последнее. Наряду с “шапкой-невидимкой”, которой якобы скрыты все наши действия в соцсетях, многие коллеги до сих пор, к сожалению, не позиционируют себя там публично как профсоюзные активисты и лидеры. То есть содержание их ленты примерно “кошечки, собачки”. Я могу назвать только человек десять из всех лидеров отраслевых профсоюзов и региональных профцентров, которые ведут активную публичную профсоюзную работу в соцсетях. На мой взгляд, столь малое число — это совершенно неправильно. Об организации судят по лидерам, причем и вне организации, и внутри нее. И степень современности организации оценивают по использованию лидерами современных форм коммуникации. Не нравится использовать? Ну, тогда либо предъявляйте неубиваемые аргументы своей компетентности, реализованные без соцсетей и смартфона, либо не обижайтесь на характеристику “замшелые и отсталые”. Вот такой нехитрый выбор.

Обсуждение закрыто.