Постановление Исполкома ФНПР от 22.04.2019 № 3-3

О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2018 году

На протяжении 2018 года членскими организациями ФНПР систематически и целенаправленно осуществлялась правозащитная деятельность в рамках предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий.

Основными направлениями работы являлись:

  • контроль за реализацией установленных международными правовыми нормами, законами, и иными нормативными правовыми актами, соглашениями, коллективными договорами прав работников и профсоюзных организаций;
  • выявление противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих реализацию прав, свобод и законных интересов работников и профсоюзных организаций;
  • отстаивание прав и законных интересов работников (членов профсоюзов), прав профсоюзных организаций в судах, при внесении изменений в законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также при разработке и принятии коллективных договоров и соглашений.

Функции профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также условий коллективных договоров и соглашений обеспечивались правовыми инспекторами труда в количестве 727 человек, иными юристами в количестве 663 человек, а также 7 705 внештатными (общественными) правовыми инспекторами труда.

Было проведено свыше 56 тысяч проверок работодателей, из которых 845 – совместных с органами прокуратуры и 1176 – с федеральной инспекцией труда. В ходе проверок было выявлено более 135 тысяч нарушений, выдано свыше 27 тысяч представлений об устранении нарушений, в результате чего около 90% нарушений было устранено, 504 работника восстановлено на работе.

25% от общего количества проверок было проведено Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации. Выявлено более 40 и устранено более 34 тысяч нарушений. Стабильный правозащитный эффект проверочных мероприятий обусловлен активной работой внештатных правовых инспекторов труда и председателей первичных профсоюзных организаций.

Правовыми службами членских организаций ФНПР в органы прокуратуры было направлено 3 740 материалов, по 76% которых были приняты меры прокурорского реагирования. 389 работодателей (их представителей) было привлечено к административной ответственности, в том числе дисквалифицировано 93 должностных лица.

В федеральную инспекцию труда было направлено свыше одной тысячи материалов, в том числе 390 – по привлечению к административной ответственности, в результате чего 249 работодателей (их представителей) было привлечено к административной ответственности, 5 должностных лиц было дисквалифицировано.

При непосредственном участии правовых инспекторов труда и иных профсоюзных юристов в судах было рассмотрено около 18 тысяч дел, из которых полностью или частично было удовлетворено 93% исков.

Была проведена правовая экспертиза около 20 тысяч проектов законов и иных нормативных правовых актов, рассмотрено около 147 тысяч письменных жалоб и других обращений членов профсоюзов, принято на личном приеме, включая устные обращения по телефону, более 737 тысяч человек. Более 40 тысяч работников получили бесплатную юридическую помощь при подготовке обращений в комиссии по трудовым спорам и в судебные органы различного уровня.

Согласно отчетным данным экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы для членов профсоюзов в 2018 году составила около 18 млрд. рублей.

В течение 2018 года в Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах проведена совместная международная научно-практическая конференция МОТ – ФНПР по теме: «Международные и национальные правовые нормы в сфере оплаты труда: практика применения» (г. Омск). Продолжалась работа по проведению семинаров-совещаний правовых инспекторов труда и других юристов. Такие семинары были проведены в Уральском, Сибирском, Дальневосточном и Южном федеральных округах. В них принимали участие представители органов государственной власти (законодательной и исполнительной) и объединений работодателей, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации.

В мае 2018 года на базе Института профсоюзного движения Академии труда и социальных отношений был организован и проведён семинар-совещание для руководителей юридических служб и главных правовых инспекторов труда членских организаций ФНПР. В числе участников были представители Конституционного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Аппарата Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Одним из важных направлений правозащитной работы в 2018 году постановлениями Исполкома ФНПР от 21.02.2018 № 1-5, а также от 11.07.2018 № 4-5 был определен контроль за реализацией Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 года № 38-П (далее – Постановления КС РФ № 38-П).

По информации, поступившей от членских организаций ФНПР, а также секретарей ФНПР, представителей ФНПР в федеральных округах, практически повсеместно были реализованы поручения по рассмотрению в течение 2018 года на заседаниях коллегиальных органов вопросы, связанные с реализацией Постановления КС РФ № 38-П и постановления Исполкома ФНПР от 21.02.2018 № 1-5. До законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации было доведено информационное письмо ФНПР от 31.05.2018 № 102-107/131 «О реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 38-П».

Вместе с тем в ходе обобщения представленной информации о реализации Постановления КС РФ № 38-П было установлено, что не всеми представителями членских организаций должным образом понимается суть и значение данного документа. Об этом свидетельствует:

  • отсутствие реакции на региональные соглашения, в которых размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (далее – РМЗП) предполагает включение в его размер отдельных видов компенсационных и стимулирующих выплат;
  • наличие отраслевых соглашений, которые были заключены в 2018 году или срок действия которых был продлен на 2018 и последующие годы, в которых предусмотрено определение минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) как вида вознаграждения за труд в системах оплаты труда ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (далее – МРОТ);
  • узкое понимание Постановления КС РФ № 38-П как акта, определяющего исключительно обязанность «не включать в состав» МРОТ районные коэффициенты и процентные надбавки, установленные в местностях с особыми климатическими условиями;
  • допущение начисления районных коэффициентов и процентных надбавок на сумму равную величине МРОТ, а не на фактический заработок работника;
  • широкое распространение практики установления так называемой «доплаты до МРОТ» (вместо изменения зафиксированного размера вознаграждения за труд), которая по заключению специалистов федеральной инспекции труда не входит в понятие заработной платы и не учитывается при расчете среднего заработка.

По данным членских организаций ФНПР основными методами формальной реализации работодателями положений Постановления КС РФ № 38-П являются:

  • изменение структуры фонда оплаты труда с тем, чтобы увеличение расходов на оплату труда работников, получающих вознаграждение за труд ниже величины МРОТ, покрывалось за счет снижения расходов на оплату труда более высокооплачиваемых категорий работников;
  • перевод работников на неполное рабочее время при сохранении того же объема выполняемой работы;
  • прекращение трудовых отношений с работниками под предлогом «гарантированного» использования их труда на основании гражданских правовых договоров (выведение за штат).

Несмотря на высказанную Конституционным Судом РФ правовую позицию относительно сущностного значения минимального размера оплаты труда (МРОТ) как нижней границы минимального вознаграждения, которое должно быть обеспечено неквалифицированному работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, продолжает существовать порочная правоприменительная практика, допускающая определение «не менее МРОТ» совокупности всех выплат: вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат.

При таком подходе нельзя обеспечить обоснованную дифференциацию оплаты труда в отношении субъектов, находящихся в объективно разном положении.

Регулирующая роль МРОТ в сфере оплаты труда состоит в установлении в системах оплаты труда размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, выше которого должен оплачиваться уже труд квалифицированных категорий работников. Ту же роль и сущностное значение имеет и размер минимальной заработной платы (РМЗП), устанавливаемый в региональных соглашениях о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации.

Неиспользование в системах оплаты труда принципа установления размера минимального вознаграждения за труд равного или большего МРОТ, а также отсутствие зафиксированного в положениях об оплате труда инструмента дифференциации вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда свидетельствует о невыполнении работодателями предусмотренной статьей 22 Трудового кодекса РФ обязанности обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Обоснованные соотношения между минимальной и средней заработной платой необходимы для обеспечения стимулирующей роли заработной платы в повышении уровня квалификации и продуктивности труда. Работники должны видеть четкую связь между заработной платой и производительностью труда, и быть уверенными в том, что увеличение производительности труда приведет к росту заработной платы.

Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

  1. Информацию секретаря ФНПР Н.Г.Гладкова о правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2018 году принять к сведению. Обобщенные сведения о правозащитной работе членских организаций ФНПР (приложение № 1) принять к сведению, Информационную записку Правового департамента Аппарата ФНПР «О правозащитной работе членских организаций ФНПР в 2018 году» (приложение № 2) довести до членских организаций ФНПР, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной службы по труду и занятости.
  2. Рекомендовать членским организациям ФНПР:
    • продолжить работу по контролю за реализацией установленных Конституцией Российской Федерации, международными правовыми актами, трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащих нормы трудового права, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами прав работников и профсоюзных организаций, а также выявлению противоправных действий (бездействия) работодателей, их представителей и других должностных лиц, нарушающих или ограничивающих реализацию прав, свобод, законных интересов работников и профсоюзных организаций;
    • при невыполнении работодателями представлений профсоюзных правовых инспекций труда осуществлять оперативное взаимодействие с органами прокуратуры и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации;
    • совместно с органами прокуратуры и государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективных договоров и соглашений;
    • принимать меры по привлечению представителей работодателей к дисциплинарной ответственности в случае нарушений трудовых прав работников или невыполнении условий коллективных договоров, соглашений;
    • обеспечить подачу в суд инициативных заявлений в соответствии со статьей 23 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», в случаях нарушения трудовых прав работников, являющихся членами профсоюзов;
    • проводить анализ дел, рассматриваемых в КТС (виды споров, сроки исполнения, суммы, отмена незаконных приказов);
    • контролировать соблюдение прав работников и профсоюзных организаций при разработке и изменении нормативных правовых актов, а также при подготовке и принятии коллективных договоров и соглашений;
    • контролировать соблюдение работодателями требований трудового законодательства при принятии локальных нормативных актов в сфере труда, в том числе при участии в мероприятиях по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
    • обеспечить проведение мониторинга правоприменительной практики в сфере оплаты труда;
    • оперативно информировать Правовой департамент Аппарата ФНПР о нарушениях прав профсоюзов.
  3. Ассоциациям территориальных объединений организаций профсоюзов в федеральных округах:
    • продолжить практику рассмотрения вопросов защиты трудовых прав членов профсоюзов на своих заседаниях при участии представителей органов прокуратуры Российской Федерации, государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации, других органов надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  4. Правовому департаменту Аппарата ФНПР:
    • продолжить практику опубликования на официальном сайте ФНПР копий заключений по наиболее актуальным законопроектам, выражающих позицию ФНПР;
    • обобщать практику правозащитной работы членских организаций ФНПР, а также данных мониторинга правоприменительной практики в сфере оплаты труда.
  5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя ФНПР Некрасова С.Г.

Обсуждение закрыто.