Повышение пенсионного возраста не своевременно на современном этапе

Механическое повышение пенсионного возраста не приведет к устранению финансовых проблем в пенсионной системе. По мнению экспертов 60% проблем пенсионной системы лежит за ее пределами.

Повышение пенсионного возраста затронет всех граждан страны, которые работают по трудовому договору, гражданско-правовому договору и в неформальном секторе экономики. В результате повышения пенсионного возраста на рынке труда может появиться около 10 млн. потенциальных работников, которых необходимо обеспечить рабочими местами.

Наметившиеся тенденции цифровизации экономики (автоматизации, роботизации и оптимизации), а также низкие темпы экономического развития будут способствовать сокращению рабочих мест для работников, за которых уплачиваются страховые взносы. Поручение президента РФ о создании 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест до сих пор остается только на бумаге.

Отсутствие рабочих мест будет приводить к росту безработицы среди молодежи (сейчас 14%) и росту безработицы в предпенсионном возрасте. В условиях отсутствия достойного пособия по безработице это приведет к массовому обнищанию и маргинализации населения, росту криминала. Также это может спровоцировать рост числа досрочного оформления пенсий в связи с невозможностью найти работу и рост числа оформления пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания. Финансовая нагрузка на социальную сферу не ослабнет.

Поставленная президентом РФ задача по двукратному сокращению бедности решена не будет.

Профсоюзы считают, что вопрос повышения пенсионного возраста не должен рассматриваться, пока не будут решены следующие вопросы:

1. Изменена ситуация на рынке труда с целью предусмотреть адаптацию работников к современным условиям. Необходимо обеспечить меры по предупреждению молодежной безработицы и конфликта поколений. Подготовить программу, предусматривающую создание высокотехнологичных рабочих мест, создание рабочих мест для работников старших возрастов, а также гарантировать первое рабочее место для выпускников профессиональных учебных заведений.

2. Пересмотрена политика оплаты труда с целью повышения заработной платы. Целесообразно разработать и принять «дорожную карту» последовательного увеличения заработной платы наёмных работников и повышения её доли в себестоимости продукции.

3. Ратифицирована Конвенция МОТ № 102 без изъятий. На её основе устанавливать нормы страхового обеспечения и гарантии минимальной страховой защиты наёмным работникам.

4. Для обеспечения более эффективного применения пенсионного законодательства произвести кодификацию действующих нормативных правовых актов в области пенсионного обеспечения и законодательно утвердить «Пенсионный кодекс Российской Федерации».

5. Пересмотреть методику определения прожиточного минимума с целью его оптимизации и возможности использования как реального целевого ориентира уровня минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения.

6. Провести реформирование системы обязательного пенсионного страхования, в том числе предусмотреть:
— создание пенсионных подсистем для страхования различных категорий работников с учётом видов и форм занятости (формальный и неформальный секторы, самозанятые и т.д.);
— прекращение практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей;
— унифицировать порядок назначения и получения страховых пенсий для всех категорий наемных работников, включая государственных служащих, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
— оптимизировать страховой тариф на пенсионное страхование, приведя его величину в соответствие с обязательствами перед застрахованными путем определения нагрузки между субъектами страхования, обоснованного актуарными расчетами;
— вывести накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования и перевести его в добровольный формат;
— продолжить совершенствование страховых принципов и переход к трёхстороннему управлению.

7. Подготовить финансово-экономическое обоснование, подтверждающее динамику и уровень увеличения пенсий, а также эффективность реализуемых мер для пенсионной системы.

8. Связать продление активной трудовой жизни с вопросами предоставления качественной и своевременной медицинской помощи работникам старших возрастов на основе анализа заболеваемости.

Решение указанных задач должно быть закреплено соответствующими нормативными актами, только после этого можно будет возвращаться к вопросу повышения пенсионного возраста.

Руководитель Департамента социального развития ФНПР К. Добромыслов

Обсуждение закрыто.