Для стран Содружества борьба с бедностью остается одной из актуальных проблем, поскольку пребывание в бедности ограничивает доступ населения к качественным услугам здравоохранения и образования, полноценному питанию, возможности улучшения жилищных условий и т.д.
В большинстве стран Содружества нормативом абсолютного уровня бедности является прожиточный минимум.
Величина прожиточного минимума устанавливается законодательно, составы потребительских корзин разрабатываются и утверждаются соответствующими правительственными органами и имеют существенные отличия, связанные с климатическими, национальными и другими особенностями.
Величина прожиточного минимума
(в нац. валюте и по курсам нац. валют к доллару США; в месяц, в расчете на душу населения)
Страны | Единиц нац. валюты | Долларов США | ||
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | |
Азербайджан, манатов | 136 | 155 | 85 | 90 |
Беларусь, бел. рублей | 173 | 192 | 87 | 100 |
Казахстан, тенге | 21612 | 23783 | 63 | 73 |
Кыргызстан, сомов | 4794 | 4901 | 69 | 71 |
Молдова, лей | 1799 | 1862 | 90 | 101 |
Россия, рублей | 9828 | 10088 | 147 | 173 |
Украина, гривен | 1388 | 1604 | 54 | 62 |
Прожиточный минимум в странах СНГ используется при разработке и реализации социальной политики а также служит основой для обоснования размеров минимальных социально-трудовых гарантий, которые государство может обеспечивать всему населению. К ним в первую очередь относятся минимальная заработная плата и минимальная пенсия по возрасту.
Установленный минимальный размер оплаты труда превышал прожиточный минимум трудоспособного населения в декабре 2017 г. только в Беларуси и Украине соответственно в 1,2 и 1,8 раза; в других странах Содружества он был ниже величины прожиточного минимума. В России МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом с 1 мая 2018 г. и составил 11 163 рубля (около 190 $), что является большой заслугой ФНПР.
В декабре 2017 г. в Азербайджане, Кыргызстане и Молдове средний размер начисленной заработной платы был выше величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в 3-4 раза, в Беларуси, России и Украине – в 5 раз.
Минимальный размер пенсий по возрасту в Беларуси и Казахстане в декабре 2017 г. превышал прожиточный минимум соответственно в 1,6 и 2,1 раза, в Украине в соответствии с законодательством минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Прожиточный минимум был выше величины минимальной пенсии в Азербайджане в 1,2 раза, Молдове – в 1,6 раза; базовой пенсии – в России в 1,7 раза и Кыргызстане – в 2,4 раза.
В декабре 2017 г. средний размер пенсий по возрасту в Кыргызстане был выше величины прожиточного минимума пенсионера в 1,3 раза, в Азербайджане, России и Украине – в 1,8-1,9 раза, в Беларуси – в 2,1 раза, в Казахстане – в 2,9 раза. В Молдове размер средней пенсии по возрасту был ниже прожиточного минимума на 5%.
В соответствии с концепцией бедными считаются лица, чьи доходы (расходы) ниже установленного минимума. Для оценки уровня бедности в Беларуси, Казахстане, России и Украине используется величина прожиточного минимума. В Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане и Узбекистане для этих целей применяется национальная черта бедности, которая представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, как правило, включающей, в отличие от прожиточного минимума, более ограниченный набор товаров и услуг.
В 2017 г. в Азербайджане и России по сравнению с предыдущим годом сократилась доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, что обусловлено эффективностью мер по повышению уровня жизни малообеспеченного населения (оказание социальной адресной помощи, регулярная индексация пенсий и пособий и т.д.).
Одной из проблем, с которой столкнулись все страны СНГ, является выросшее социальное и имущественное расслоение общества, причиной которого послужили серьезные изменения в распределении общего объема доходов между наименее и наиболее обеспеченными слоями населения.
Соотношение доходов 20-процентных групп наиболее и наименее обеспеченного населения в Беларуси, Казахстане и Украине близко по значению многим странам Европейского союза. В то же время в Армении, Кыргызстане, Молдове и России доходы распределены аналогично США, где 5% общего фонда доходов приходится на 20% населения с низкими доходами и 47% — на соответствующую группу с высокими доходами.
В 2017 г. в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Молдове и России отмечалось сокращение дифференциации доходов, что объясняется более высокими темпами роста доходов у 10% населения с самыми низкими доходами, чем у 10% населения с наиболее высокими доходами.