Основные социально-экономические показатели бедности в странах СНГ

Для стран Содружества борьба с бедностью остается одной из актуальных проблем, поскольку пребывание в бедности ограничивает доступ населения к качественным услугам здравоохранения и образования, полноценному питанию, возможности улучшения жилищных условий и т.д.

В большинстве стран Содружества нормативом абсолютного уровня бедности является прожиточный минимум.
Величина прожиточного минимума устанавливается законодательно, составы потребительских корзин разрабатываются и утверждаются соответствующими правительственными органами и имеют существенные отличия, связанные с климатическими, национальными и другими особенностями.

Величина прожиточного минимума
(в нац. валюте и по курсам нац. валют к доллару США; в месяц, в расчете на душу населения)

СтраныЕдиниц нац. валютыДолларов США
2016201720162017
Азербайджан, манатов1361558590
Беларусь, бел. рублей17319287100
Казахстан, тенге21612237836373
Кыргызстан, сомов479449016971
Молдова, лей1799186290101
Россия, рублей982810088147173
Украина, гривен138816045462

Прожиточный минимум в странах СНГ используется при разработке и реализации социальной политики а также служит основой для обоснования размеров минимальных социально-трудовых гарантий, которые государство может обеспечивать всему населению. К ним в первую очередь относятся минимальная заработная плата и минимальная пенсия по возрасту.

Установленный минимальный размер оплаты труда превышал прожиточный минимум трудоспособного населения в декабре 2017 г. только в Беларуси и Украине соответственно в 1,2 и 1,8 раза; в других странах Содружества он был ниже величины прожиточного минимума. В России МРОТ сравнялся с прожиточным минимумом с 1 мая 2018 г. и составил 11 163 рубля (около 190 $), что является большой заслугой ФНПР.

В декабре 2017 г. в Азербайджане, Кыргызстане и Молдове средний размер начисленной заработной платы был выше величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в 3-4 раза, в Беларуси, России и Украине – в 5 раз.

Минимальный размер пенсий по возрасту в Беларуси и Казахстане в декабре 2017 г. превышал прожиточный минимум соответственно в 1,6 и 2,1 раза, в Украине в соответствии с законодательством минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Прожиточный минимум был выше величины минимальной пенсии в Азербайджане в 1,2 раза, Молдове – в 1,6 раза; базовой пенсии – в России в 1,7 раза и Кыргызстане – в 2,4 раза.

В декабре 2017 г. средний размер пенсий по возрасту в Кыргызстане был выше величины прожиточного минимума пенсионера в 1,3 раза, в Азербайджане, России и Украине – в 1,8-1,9 раза, в Беларуси – в 2,1 раза, в Казахстане – в 2,9 раза. В Молдове размер средней пенсии по возрасту был ниже прожиточного минимума на 5%.

В соответствии с концепцией бедными считаются лица, чьи доходы (расходы) ниже установленного минимума. Для оценки уровня бедности в Беларуси, Казахстане, России и Украине используется величина прожиточного минимума. В Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Молдове, Таджикистане и Узбекистане для этих целей применяется национальная черта бедности, которая представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, как правило, включающей, в отличие от прожиточного минимума, более ограниченный набор товаров и услуг.

В 2017 г. в Азербайджане и России по сравнению с предыдущим годом сократилась доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, что обусловлено эффективностью мер по повышению уровня жизни малообеспеченного населения (оказание социальной адресной помощи, регулярная индексация пенсий и пособий и т.д.).

Одной из проблем, с которой столкнулись все страны СНГ, является выросшее социальное и имущественное расслоение общества, причиной которого послужили серьезные изменения в распределении общего объема доходов между наименее и наиболее обеспеченными слоями населения.

Соотношение доходов 20-процентных групп наиболее и наименее обеспеченного населения в Беларуси, Казахстане и Украине близко по значению многим странам Европейского союза. В то же время в Армении, Кыргызстане, Молдове и России доходы распределены аналогично США, где 5% общего фонда доходов приходится на 20% населения с низкими доходами и 47% — на соответствующую группу с высокими доходами.

В 2017 г. в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане, Молдове и России отмечалось сокращение дифференциации доходов, что объясняется более высокими темпами роста доходов у 10% населения с самыми низкими доходами, чем у 10% населения с наиболее высокими доходами.

Обсуждение закрыто.