Александр Шершуков: Горизонт для профсоюза

Регулярно возникает дискуссия вокруг того, что нужно изменить в профсоюзах, чтобы стать более устойчивыми, более современными, более молодыми… Короче — более-более. И на этом полемическом поле кто только ни ломал самых разных аргументационных мечей! Организация, дисциплина, демократия, централизация, мотивация, финансы, информация, молодежь, обучение… Это лишь краткий перечень основных тем, вокруг которых шли (и идут) схватки. Но есть вещь, которой, как мне кажется, не хватает в качестве крепкого основания для достижения понятного и приемлемого для всех результата.

Давайте посмотрим на нашу власть и бизнес. Понятно, что окружающая жизнь регулярно подбрасывает “новые вводные”. Понятно, что происходит серьезная борьба между разными группами влияния. Но при этом и власть (в рамках публичных планов и закулисных договоренностей), и уж тем более бизнес (как финансово-экономический конгломерат) имеют определенный план продолжительностью от трех лет. Что называется среднесрочным планированием. И в зависимости от планирования принимаются решения, распределяются ресурсы и т.д. Мало того, под эти планы разрабатываются “дорожные карты” уже краткосрочного характера, включающие в себя цифровые показатели. Да, как говорится, “жизнь вносит коррективы”. Но что здесь главное? Без такого планирования никакая организация наших “социальных партнеров” своей деятельности не представляет. Потому что в противном случае никакой целенаправленной деятельности — что для улучшения качества жизни населения, что с целью роста собственных доходов — не получится.

Пока что у минимального числа профсоюзных структур России есть элементы такого среднесрочного планирования. Почему это важно? Даже если не сравнивать профсоюзы с властью и бизнесом, мы должны ставить перед собой конкретные цели, которых мы должны достичь за конкретное время.

Скажем, ставим мы задачу увеличить заплаты на 30% за три года в стране в целом. Или в конкретной отрасли. Или заключить колдоговор на отдельном предприятии. Нужно понять — кто принимает решения об этом? Если власть, то — регионы или федералы? Если бизнес, то — владелец в Куршевеле или в Москве? Какие аргументы существенны для принимающих решения? Какие есть способы (переговорные, лоббистские или силовые), чтобы повлиять на их мнение? И чтобы повлиять, нужно определить — какие ресурсы нам необходимы для этого?

А вот здесь уже возникают вполне конкретные вопросы по всем нашим дискуссионным темам, о которых я написал в начале. Но эти вопросы возникают уже не абстрактно “нам нужно больше молодежи”, “нужно централизовать финансы”, “нужно убедить людей поддержать профсоюз”, а вполне под конкретную задачу. Каждое направление работы профсоюза становится инструментом, который либо приближает нас к запланированной цели, усиливает организацию, либо отдаляет от цели, ослабляет наши позиции.

Если говорить о колдоговорной кампании — что является вашим ресурсом в ситуации переговоров? Поддержка коллектива? Это очень общо. Поддержка имеет градацию: одно дело подписать петицию, другое — выйти на митинг. Но чтобы люди вышли на митинг (если требуется), они должны понимать и поддерживать профсоюзную позицию. Значит, им надо не про “культмасс” рассказывать, а про колдоговор, и — в подробностях. А это уже требует вложений в агитпроп. И если вам нужен ресурс публичной поддержки на отраслевых переговорах — это означает заблаговременную и системную работу с членами профсоюза. Вы уверены, что они знают и понимают происходящее? Только ли на уровне предприятия или компании (отрасли) в целом? Тут огромная разница.

У вас есть поддержка во властных органах: исполнительных, законодательных — для организации давления на бизнес? На чем она основывается, на общих обещаниях? Кто конкретно и до какой степени готов вас поддержать? А что он попросит взамен?

Чем должна заниматься профсоюзная молодежь в рамках этого проекта? Готова ли она к этому? Чему должна научиться, чтобы быть готовой? И как встроить ее с этими новыми навыками в профсоюзную структуру (вопрос кадровой политики)?

Есть ли у вас поддержка коллег из вашего профсоюза с других предприятий? Из других отраслей? Из других регионов? С федерального уровня? Какого она уровня — письмо в поддержку? Аналитика? Пикет солидарности? А какая нужна?

Если разложить каждый из перечисленных пунктов на фрагменты, можно очень быстро понять, какие именно ресурсы нам нужны, чтобы продвинуться к достижению цели. И тогда любые внутренние изменения из абстрактных споров о них превращаются в потребность.

Но для этого нужна конкретная, понятная, ограниченная по срокам, достижимая и проверяемая по результатам цель.

Вы можете определить такую для своей профсоюзной структуры? Попробуете?

Comments are closed.