Присутствие женщин на руководящих постах способствует эффективности бизнеса

Предприятия, где на деле присутствует гендерное разнообразие, особенно на руководящем уровне, добиваются более высоких показателей, в том числе в виде существенного роста прибыли. Об этом говорится в новом докладе, подготовленном Бюро Международной организации труда (МОТ) по деятельности в интересах работодателей .

Доклад, озаглавленный «Женщины в бизнесе и менеджменте: экономическое обоснование перемен» , был подготовлен на основе исследования почти 13 000 предприятий в 70 странах. Более 57 процентов опрошенных подтвердили, что гендерное разнообразие способствует улучшению результатов в бизнесе. Почти три четверти компаний, следивших за соблюдением гендерного разнообразия в своих органах управления, добились повышения прибыли в размере от 5 до 20 процентов. У большинства из них ее рост составил от 10 до 15 процентов.

По словам почти 57 процентов опрошенных, в условиях гендерного разнообразия проще находить и удерживать способные кадры. Более 54 процентов отмечают, что оно способствует росту творческого начала, новаторству и гласности. Столько же говорят, что внимание к гендерным вопросам укрепило репутацию их компаний, а почти 37 процентов — что оно помогает им точнее определять настроение клиентов.

Факты говорят также о том, что на национальном уровне рост занятости женщин позитивно сказывается на приросте ВВП. К этому выводу авторы доклада пришли, проанализировав данные по 186 странам за период с 1991 по 2017 годы.

«Мы предполагали, что успех в бизнесе напрямую связан с гендерным разнообразием, но полученные результаты стали для нас откровением, — говорит директор Бюро МОТ по деятельности в интересах работодателей Дебора Франс-Массен (Deborah France-Massin). – Они особенно заметны на фоне тех усилий, которые компании прилагают на других направлениях, чтобы выручить хотя бы два-три процента прибыли. Компаниям стоит рассматривать обеспечение гендерного баланса как одну из основополагающих задач, а не просто как вопрос кадровой политики».

Считается, что гендерный баланс в высшем руководящем звене, как и в составе рабочей силы в целом, налицо при процентном соотношении 40 на 60 в любую сторону. Согласно докладу, положительное влияние гендерного разнообразия начинает расти при наличии 30 процентов женщин на высших управленческих и руководящих должностях. Однако почти на 60 процентах предприятий это условие не соблюдается, а значит, и воспользоваться преимуществами гендерного разнообразия им трудно. Кроме того, почти в половине обследованных компаний женщины составляют менее трети кандидатов на начальные управленческие должности, а это значит, что на конвейер, обеспечивающий пополнение высшего звена, могут не попасть ценные кадры.

Почти на трех четвертях обследованных предприятий принимаются меры для обеспечения равных возможностей, многообразия и интеграции, однако, по мнению авторов доклада, для того, чтобы женщины играли более заметную роль и могли выдвигаться на стратегические участки бизнеса, требуются более конкретные шаги.

В докладе выявлен ряд важных факторов, препятствующих продвижению женщин на руководящие должности. Корпоративная культура, построенная по принципу готовности работать всегда и везде, особенно сильно сказывается на положении женщин, учитывая их домашние и семейные обязанности. Существующие меры, призванные обеспечивать учет интересов всех работников и баланс между служебной и личной жизнью (как мужчинам, так и женщинам), — такие как гибкий рабочий график и предоставление родительских отпусков – нуждаются в совершенствовании.

Другой фактор – так называемая «протечка» (“leaky pipeline”), как называют сокращение доли женщин по мере продвижения по карьерной лестнице. Под «стеклянной стеной» (“glass wall”) подразумевается повышенное присутствие женщин на управленческих должностях в таких областях, как кадровая, финансовая, административная работа: эти направления принято считать менее важными в стратегическом плане и у тех, кто ими занят, меньше шансов выдвинуться в высшее управленческое звено или попасть в правление компании. Меньше чем в трети обследованных компаний в составе правлений доля женщин достигает минимально необходимого уровня в одну треть. А примерно в каждой восьмой правление состоит исключительно из мужчин. Более чем у 78 процентов компаний, предоставивших данные составителям доклада, должность генерального директора занимает мужчина, а если это женщина, то речь, как правило, идет о малом предприятии.

«Экономическое обоснование привлечения большего числа женщин к менеджменту очевидно, — говорит Д. Франс-Массен. – В эпоху нехватки квалифицированных кадров женщины представляют собой огромный кадровый резерв, которым бизнес толком не пользуется. Дальновидным компаниям, желающим добиться успеха в условиях глобальной экономики, следует рассматривать гендерное разнообразие как важнейший элемент своей бизнес-стратегии. Ведущая роль здесь должна принадлежать представительным предпринимательским организациям, объединениям бизнесменов и работодателей, которые могут взять на себя как разработку эффективных мер в этом направлении, так и их действенную реализацию».

Comments are closed.